13 октября, в воскресенье, в концертном зале Донецкой филармонии программой «Орган собирает друзей» продолжился фестиваль «Донецкая осень». Пока за окнами опускался густой, тёплый октябрьский вечер, на сцене происходила настоящая музыкальная мистерия.
Программу представили профессор, лауреат международных конкурсов Наталья Чеснокова (орган), а также камерный оркестра «Виола» под управлением художественного руководителя – заслуженного деятеля искусств ДНР Валерия Путри и солисты – лауреаты международных конкурсов Элона Коржевич (сопрано), Артём Алексеенко (гобой).
В первом отделении звучали произведения величайшего органиста своей эпохи — Георга Фридриха Генделя: Концерт для органа и камерного оркестра ор. 4 №2 си-бемоль мажор, ор. 4 №1 соль минор, ор. 4 №6 си-бемоль мажор, ор. 4 №4 фа мажор. Для многих слушателей звучание этих произведений могло показаться необычным. В отличие от часто исполняемых органных произведений Баха или Букстехуде, производящих впечатление монументальностью звучания, опусы Генделя скорее очаровывают праздничностью и лёгкостью.
Важный момент: концерты написаны для органа с одним мануалом, но в интерпретации Генделя это не стало ограничивающим фактором, а придало звучанию лаконичности. Так вечерний фрак придаёт парадный вид исполнителю. Еще одной отличительной чертой концертов Генделя является объединение на одной сцене двух самостоятельных организмов – камерного оркестра и органа, и та неожиданная, невероятная лёгкость, которую создаёт этот дуэт. Кажется, что в зале парят не звуки, а прекрасные птицы, сплетая музыку чистыми голосами и трепетом разноцветных крыльев. Эта музыка рождает в воображении яркие, красивые образы и создаёт приподнятое, праздничное настроение.
Будучи виртуозным органистом, Гендель создавал музыкальные произведения, требующие высокого исполнительского мастерства. Музыкантам необходимо не только следовать нотному тексту, но и хорошо владеть разнообразием штриховых и артикуляционных приёмов, чувством ансамбля. Участникам программы «Орган собирает друзей» удалось передать образность и красоту исполняемых произведений, о чём свидетельствовали бурные аплодисменты слушателей.
Во втором отделении Наталья Чеснокова представила аудитории более известные органные произведения, для большинства из которых характерны эсхатологические мотивы. И если фантазия фа минор Горского звучала, как продолжение первого отделения, то далее следовали произведения, в полной мере раскрывающие глубинную способность органа воздействовать на эмоционально-образное восприятие.
Голос короля музыкальных инструментов сплетался с вокалом. Контрастируя и в то же время дополняя друг друга, в поразительной гармонии звучали орган и хрустальное сопрано Элоны Коржевич. Исполненные в этот вечер «Лебедь» Сен-Санса, «Аллилуйя» из мотета Моцарта, «Аве Мария» Баха-Гуно получили живейший отклик у слушателей.
С большим интересом публика восприняла и Концерт для гобоя и струнных в переложении для органа Томазо Альбинони, а также Адажио из концерта для гобоя и органа ре минор Алессандро Марчелло. Партию гобоя исполнил Артём Алексеенко. И если голос Элоны Коржевич лишь подчёркивал мужественные тоны органа, то гобой вторил ему. На высшую эмоциональную ступень слушателей подняла знаменитая Токката и фуга ре-минор Иоганна Себастьяна Баха, завершившая концертную программу. Блистательная органистка, автор программы «Орган собирает друзей» Наталья Чеснокова подарила слушателям возможность по-новому услышать орган и давно знакомые музыкальные произведения известных композиторов.
Напоминаем, что программа состоялась в рамках фестиваля «Донецкая осень». Впереди слушателей ожидают ещё два фестивальных концерта. 19 октября в исполнении органиста из Москвы Алексея Шмитова прозвучит программа «Музыка соборов Европы». Завершит фестиваль программа «Вершины органного искусства», которую подготовила органистка из Швеции Татьяна Гамарь. Ждём вас на наших концертах!