Две страны — четыре гения

03.11.18. Две страны - четыре гения.

«Две страны — четыре гения» — яркое событие в культурной жизни Донецка! В Донецкой филармонии вдохновенно и высоко прозвучала незабвенная классика! 3 ноября в Концертном зале им. С.С. Прокофьева состоялась грандиозная премьера программы «Две страны — четыре гения».

Заслуженный артист России Анатолий Васильевич Оселков всегда радует донецкую публику особенными программами и музыкальными произведениями. В сотворчестве с солисткой «Донбасс оперы», лауреатом международных конкурсов Элоной Коржевич (сопрано)  воплотилась в жизнь давняя мечта — прекрасная программа под названием «Две страны — четыре гения» — собрание уникальных произведений классики.

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт, немецкий композитор Рихард Штраус, немецкий композитор Рихард Вагнер и австрийский композитор Франц Шуберт создали  и подарили миру красивейшие произведения. В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С.С.Прокофьева под управлением заслуженного артиста России А.В.Оселкова прозвучала изысканная музыка Р.Штрауса «Четыре последние песни» — Премьера исполнения в Донецке! Две изящные арии В.А.Моцарта, удивительная «Пятая симфония» Шуберта и неповторимая музыка Р.Вагнера! Сложнейшие и красивейшие вокальные партии в исполнении божественного голоса Элоны Коржевич звучали легко и светло, унося ввысь! Восторженная красота в каждом звуке, в каждом произведении и в душе!

В программе «Две страны — четыре гения» впервые на сцене Донецкой филармонии прозвучало произведение Рихарда Штрауса «Четыре последние песни», которое 84-летний композитор написал за год до смерти. Оно стало, наверное, самым популярным из всех его творений. В этих песнях всё дышит предчувствием и ожиданием неизбежной смерти. Но ожидание её настолько спокойно, настолько проникнуто осознанием пройденного пути и жизненной усталостью, что музыка последних песен кажется какой-то особенно свободной. Композитор не жалуется на увядание и угасание, а любуется интересным природным явлением и приглашает нас полюбоваться этим прекрасным закатом вместе с ним. Противиться невозможно – завороженные прекрасными звуками, мы принимаем приглашение и замираем от восторга перед открывающейся величественной картиной. «Реквием» Моцарта, Шестая симфония Чайковского… Многие композиторы уходили из жизни эффектно. Но никто не сумел сделать это так красиво, как Рихард Штраус. Завораживая красотой музыки, свободой и спокойствием души, в Донецкой филармонии это прекрасное произведение звучало впервые!

Светло и вдохновенно прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра красивейшая  Пятая симфония (Ф.Шуберта), написанная в течение cентября — октября 1816 года. Симфония №5 завершает ранние симфонические опыты композитора, годы его учения у классиков. В ней господствуют светлые образы, безмятежные настроения, изящество мелодий, торжество музыки, ниспадающие водопады радости, уравновешенность формы, которые характеризуют и три первые симфонии Шуберта, находят здесь наиболее совершенное воплощение и заставляют вспомнить о Моцарте.

В.А. Моцарт прозвучал арией Констанцы в блистательном исполнении Элоны Коржевич и Академического симфонического оркестра под управлением А.В. Оселкова. Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. «Bсe эти радости — мне доставляет удовольствие так думать — нашли отражение в музыке оперы». В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли «зингшпилем», то есть веселой пьесой с музыкой. Ария прозвучала музыкой светлой радости.

В неповторимом исполнении Элоны Коржевич проникновенно и светло прозвучал Мотет «Exsultate, jubilate» . Божественная  «Аллилуйя» (Моцарта), восхищая радостью своей и любовью, уносила слушателей в высшие сферы. Мотет — жанр многоголосной вокальной музыки, возникший во Франции XII века, на протяжении четырех столетий оставался наиболее популярным и в светской, и в духовной музыке, под влиянием итальянской музыки, становится сольным и приобретает некоторые черты духовной кантаты. Именно таким стал Мотет Моцарта, написанный им вскоре после возвращения в Зальцбург. Можно лишь предположить, что Мотет написан еще до отъезда в Вену. Его заключительная часть — «Аллилуйя» — до нашего времени является одним из популярнейших номеров сопранового репертуара.

Еще одно произведение, поразившее слух, прозвучало в завершение удивительного концерта светлым аккордом торжества музыки Рихарда Вагнера — увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»! В 1845 году Вагнер задумал написать нечто в «легком духе» и показать состязание певцов-рыцарей мейстерзингеров (мастеров пения), так появился эскиз сюжета будущей оперы. Увертюру композитор создал раньше остальной музыки. Увертюру, полную света и высшей  радости и услышали слушатели Донецкой филармонии. Как вспоминал Р.Вагнер: «Вступление встало передо мною, как далекое воздушное видение и я сразу записал его». Таким  мы его и услышали в виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С.С.Прокофьева -красивым, торжественным, полным эпической мощи и величия. Программа «Две страны — четыре гения»поразила и восхитила как  профессиональных музыкантов, так и слушателей. Овации и крики браво не смолкали. Этот грандиозный концерт стал незабываемым событием в культурной жизни Донецка.

comments powered by HyperComments