В пятницу, 30 октября, в Концертном зале имени С. С. Прокофьева вновь звучал величественный орган в долгожданной программе «ПРИНОШЕНИЕ ГОСПОДИНУ БАХУ», которая, вопреки всем сложностям и жизненным перипетиям, смогла состояться в рамках второго фестиваля органной музыки «ДОНЕЦКАЯ ОСЕНЬ 2020». Концерт органной музыки, приуроченный к 335–летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, представили солистка из Донецка, лауреат Национального конкурса, профессор Наталья ЧЕСНОКОВА и лектор-музыковед Татьяна КУСТЫ. Ассистент органиста — Диана ТРУБЕЦКАЯ.
Стоит отметить тот факт, что 29 марта 2020 года эта программа открыла серию виртуальных концертов под названием «ДОНЕЦКАЯ ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТЫ ONLINE» и получила не только многочисленные восторженные отклики, но и пожелание зрителей услышать музыку непревзойдённого Баха «вживую». Весьма ценно, что желания имеют свойство исполняться.
Ведущая – музыковед Татьяна КУСТЫ – поведала слушателям удивительные факты из жизни немецкого композитора. Творчество Иоганна Себастьяна Баха, впрочем, как и вся его жизнь, было неразрывно связано с Богом. Возможно, именно благодаря этому сотворчеству, великий композитор оставил после себя более 1000 произведений самых разных жанров. Несмотря на столь богатое творческое наследие, мировое признание Бах получил уже после смерти. Произведение «Страсти по Матфею», которое в 1829 году в Лейпциге, исполнил никому на тот момент не известный немецкий композитор Феликс Мендельсон, стало первой ступенью на пути к признанию музыки гениального Баха.
Кроме того, Иоганн Себастьян Бах вошёл в историю музыкального искусства как новатор, привнёсший в органную музыку новые сочетания: немецкий композитор объединил прелюдию и фугу в единую композицию, в которой одна часть дополняет и оттеняет другую.
В первом отделении программы «ПРИНОШЕНИЕ ГОСПОДИНУ БАХУ» Наталья ЧЕСНОКОВА представила слушателям именно такие композиции Иоганна Себастьяна Баха – две прелюдии и фуги: До-мажор BWV 530 и до-минор BWV 549, и Фантазию Соль-мажор BWV 572 . Завершала первое отделение Токатта и фуга ре-минор BWV 565 – произведение, которое по своему характеру выделяется из общего ряда написанных произведений композитора, но, тем не менее, является самым знаменитым и популярным произведением для органа.
Во втором отделении программы Татьяна КУСТЫ раскрыла слушателям секрет уникальной фамилии Баха, а также поведала о том, что многие именитые композиторы считали за честь посвятить отдельные свои сочинения музыкальному гению. В исполнении Натальи ЧЕСНОКОВОЙ прозвучали: Фуга на тему BACH К.Ф.Э. Баха, Прелюдия и фуга на тему BACH И. Х. Г. Ринка, Фуга № 6 из цикла Шесть фуг на тему BACH Р. Шумана, Пассакалия квази-токката на тему BACH М. Соколы, Прелюдия и фуга на имя BACH Ф. Листа.
Концерт органной музыки «ПРИНОШЕНИЕ ГОСПОДИНУ БАХУ» позволил в очередной раз прикоснуться к творчеству великого немецкого композитора и постичь его гениальность. Музыка Баха – это достояние мировой культуры, которое становится досягаемым благодаря таланту музыкантов. Многочисленные восторженные отзывы слушателей о программе – яркое подтверждение того, что музыка Баха, величественная и гениальная, далеко опередила не только эпоху своего творца, но и наше время.
Дорогие друзья! Второй международный фестиваль органной музыки «ДОНЕЦКАЯ ОСЕНЬ 2020» завершится в ноябре программой «МУЗЫКА СОБОРОВ ГЕРМАНИИ». Органист Донецкой филармонии Александр ХМАРНЫЙ исполнит произведения немецких композиторов — Ф.Тундера, Д.Букстехуде, Н. Брунса, И.С.Баха и другие. Ждём вас 15 ноября, в воскресенье, в 16:00.