Русские времена года

09.06.18. Русские времена года

В прекрасное и благословенное время цветения и благоухания природы посетил Донецк — город роз талантливый дирижёр из Москвы Андрей Рейн, подарив удивительную программу «Русские времена года».
В творчестве многих композиторов, как на картинах художников оживает красота и смена сезонов, изменения в природе той страны, в которой живут и творят uении. Музыка каждого композитора, запечатлевшего любимое время года, отличается. У каждого творца свой взгляд и видение сути, своя уникальная музыка, отразившая изменения в природе. Андрей Сергеевич Рейн представил в Донецке «Русские времена года», а они в полной мере отобразились в музыке П.И. Чайковского и А.К. Глазунова. 9 июня в Донецкой филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева прозвучали «Русские времена года».
«Времена года» Петра Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, отразивший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
12 пьес —12 картин из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Январь — У камелька, февраль — Масленица, март — Песнь жаворонка, апрель — Подснежник, май — Белые ночи, июнь — Баркарола, июль — Песня косаря, август — Жатва, сентябрь — Охота, октябрь — Осенняя песнь, ноябрь — На тройке, декабрь — Святки. Все эти сменяющие друг друга картины природы мы услышали и увидели в первом отделении программы.

Во втором отделении прозвучала музыка А. К. Глазунова из балета «Времена года»: зима (Интродукция, Иней, Лед, Град, Снег), весна, лето (Вальс васильков и маков, Баркарола, Вариация, Кода), осень (Вакханалия, Маленькое адажио). Незабываемые чувства вызывает эта прекрасная музыка. Работать над балетом Александр Глазунов начал по просьбе выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. Директор императорских театров Всеволожский требовал создать балет в духе французских придворных балетов 16-17 веков. Композитор сумел не просто реализовать поставленную задачу, а создать настоящее живописное полотно, цельную музыкальную картину. Одноактный балет «Времена года» завораживает слушателя, полностью погружая в атмосферу музыки и  стихии. Каждый сезон передан Глазуновым точно и ярко, невероятно образно. Композитору удалось в звуках запечатлеть ощущения. Николай Римский-Корсаков не смог скрыть своего восторга от прослушивания балета. Но больше всего его впечатлила часть, посвящённая зиме, её он назвал  «одной из лучших в русской музыке зим». 

Все времена года в звуках и красках прозвучали в Донецкой филармонии, сложившись в яркую музыкальную и живописную картину. ВСЕМ БРАВО!
comments powered by HyperComments