Творческая встреча с Эдуардом Николаевичем Артемьевым

17 мая в Донецкой государственной академической филармонии состоялось долгожданное событие — творческая встреча с Эдуардом Николаевичем Артемьевым. Этот день стал особенным и незабываемым для всех почитателей творчества гениального композитора, новатора в музыке, повелителя звуков, автора любимой музыки. 

Было бы непростительной оплошностью в Год российского кино не встретиться с Мастером киномузыки. В Концертном зале Донецкой филармонии собрались люди разных возрастов и профессий, объединяло всех одно — любовь к творчеству Маэстро.

Прекрасная возможность пообщаться с Эдуардом Николаевичем, выразить слова благодарности и задать композитору интересующие вопросы предоставилась всем, кто смог прийти на эту удивительную встречу. Для всех, кто не имел возможности прийти в Донецкую филармонию, велась онлайн трансляция в социальных сетях . Видеозапись встречи прилагается.

Дни российского кино и музыки в Донецкой Народной Республике — так называется уникальная акция, героем которой стал легендарный советский и российский композитор, выдающийся музыкант, автор музыки к великому множеству кинокартин, Народный артист России Эдуард Артемьев. 17 мая особенный день, потому что состоялась удивительная встреча и диалог с легендарным композитором Эдуардом Артемьевым. Три счастливых дня марафона, инициированного Министерством культуры Донецкой Народной Республики и Донецкой государственной академической филармонией, пролетели, оставляя в сердце яркие впечатления и наполняя душу прекрасной музыкой, красотой, светом, добротой, искренностью и любовью. За эти три дня состоялись ключевые мероприятия визита Эдуарда Николаевича Артемьева: генеральная репетиция симфонического оркестра в Центре славянской культуры, пресс-конференция в Донецкой филармонии, посещение Донецкой музыкальной академии и общение со студенчеством и творческой молодежью, исполнение сюиты из кинофильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» и сегодня состоялась незабываемая встреча с Эдуардом Николаевичем, в ходе которой любой желающий мог задать свой вопрос любимому композитору и получить ответ из первых уст!

В творческой встрече принимали участие: Народный артист России Эдуард Николаевич Артемьев и главный дирижёр Академического симфонического оркестра имени Сергея Сергеевича Прокофьева Владимир Владимирович Заводиленко.

Творческая встреча прошла в формате «вопрос-ответ». Хочется сразу отметить насколько теплой получилась встреча, интересными оказались вопросы, осведомленными и активными слушатели в желании получить ответы. Первый  вопрос Эдуарду Николаевичу задал ведущий Артем Поляков.

-При подготовке к сегодняшней встрече я обратил внимание на то, что в разных источниках указывается разное число кинокартин и фильмов, над музыкой к которым Вы работали. 100, 150 фильмов. Уверен, что это хоть и большие числа, но уже устаревшие и неактуальные. Какое же число кинолент украшены Вашей музыкой?

-Более 200 кинолент и 32 мультипликационных фильма («Девочка и дельфин», «Баба-Яга против!»).
Фильмы с музыкой Эдуарда Артемьева образовали некий особенный киномир. К нему принадлежат знаменитые произведения целого ряда выдающихся режиссёров. Фильмы Самсона Самсонова, Андрея Тарковского, Вадима Абдрашитова, Андрона Кончаловского, Карена Шахназарова, Александра Прошкина и других мастеров. C Артемьевым на протяжении всей своей режиссёрской жизни работает Никита Михалков. В разных, непохожих друг на друга фильмах этого киномира есть нечто общее. Они мировоззренческие, они метафизичны, они ставят вопросы, ответы на которые порою нужно искать всю жизнь, искать в окружающем мире и в себе самом. Не факт,что найдёшь. Почему? Откуда? Кто я? За что? Для чего? Вопросы, веками тревожащие человечество и отдельного человека. Настроение этих фильмов в немалой степени определилось благодаря музыке Артемьева. А началась увлекательная музыкальная киноистория судьбы Эдуарда Артемьева с «Мечты». Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. В 1961 по совету композитора Вано Мурадели композитор озвучил первый фильм «Мечте навстречу». Он написал музыку к более 200 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три фильма Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Легенда №17», «Солнечный удар»,  «Сибириада», Андрона Кончаловского: «Щелкунчик», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Охота на лис» Вадима Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).

Прозвучал вопрос Маэстро Артемьеву и Владимиру Заводиленко о том, кто отвел их  в музыкальную школу и как долго они сопротивлялись? Что нужно делать и как заинтересовать ребенка занятиями музыкой? Вопрос о становлении в музыке и развитии в творчестве.

Оказалось, что Эдуард Артемьев просто обречен был стать музыкантом, учитывая, что в семье были музыканты. В семь лет был отправлен в Москву к дяде. Мечтал быть военным летчиком, но подвело зрение. До 13 лет музыку не любил, это занятие было не по душе и не нравилось. Но произошло судьбоносное событие… Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Юрия Александрвича Шапорина.

Владимира Заводиленко определили в музыкальную школу родители, обожающие музыку, особенным знатоком музыки была мама. Благодаря родителям стал музыкантом.

-Какой Ваш фильм самый любимый фильм?

— «Солярис» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова, — ответил Эдуард Николаевич и пояснил почему, детально рассказав о каждом фильме. «Солярис»- это же фантастическая книга. Андрей Тарковский превзошел книгу. Я потрясен его невероятным прочтением, идеей и актерским решением. Можно изменить детали жизни, но судьба повторится также. Изменить невозможно. Так сложились звезды. Фильм вызывает столько философских мыслей… Душа, как часть космоса. Мир един. Единение со всем сущим это и есть Бог.

Музыка для Артемьева метафизична.  Всё дело в том, что фильмы с музыкой Эдуарда Артемьева — мировоззренческие, они метафизичны, они ставят вопросы, ответы … С этой позиции и прозвучал ответ. Все в мире изменяется и движется под действием колебаний волн. Все имеет свою волну… Душа, как часть космоса. Мы живем в микрокосмосе, контактируем, совпадение фаз колебаний, совпадаем и не совпадаем, происходит единение со всем сущим, обескураживающее ощущение Бога — дар,  и только музыка дает нам возможность проникать в высшие сферы… Музыка — огромное количество колебаний. В луче этой волны вдруг ты можешь почувствовать, что ты рядом с Богом.

«Раба любви» — история из другой жизни, но она мне очень близка. Судьба актрисы, которая взлетела, как мотылек, вспыхнула и погасла. С этим ощущением  писал музыку. С этим фильмом связана трагическая история моей жизни. Когда я записывал музыку к этому фильму, мои жена и сын попали в страшную аварию. Усматриваю божье провидение в том, что они выжили…

Фильм «Преступление и наказание», работа над музыкой — яркое воспоминание… проняло так и понесло от испуга, что наступило озарение и я стал легко работать, лучшее  мое время. Два года работы даром не прошло… фантастические сны, самое мое счастливое время.

Если все пространство — музыка, как звучит город Донецк и дончане для Вас? Ощущаете ли Вы связь с нашим городом?

Город видел  только пока из окна машины, но я чувствую людей. Рад, что музыка моя понравилась и подошла. Где бы я ни был меня интересует работа, процесс. Мне интересно быть самим собой. Связь с городом это — люди. Я никогда в этих краях не был и не предполагал, что приеду в Донецк, тем более в таких сложных обстоятельствах. Но меня пригласили и я подумал, что если Господь дает такой шанс, то надо ехать.

Как Вы относитесь к современному авангарду в молодежной музыке? Как смотрите на рок-оперу в современном искусстве? Мистерия — высшая точка искусства, фантастическая музыка космоса… свой неповторимый  мир, который перевернул все. Там все другое. Этот музыкальный мир возник извне, из ниоткуда. Я разделяю рок и духовную музыку, там такие сакральные тексты. Музыка разделяясь на тысячи ручейков, приходит и возвращается в единое русло.

 Прозвучал интересный вопрос о уникальном аппарате, создающем музыку — фотоэлектрический «АНС».

Встретившись в 1960 году с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ). В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель Е.Мурзин, электронные композиции Артемьев). Участвовал в деятельности фирм звукозаписи и киностудий в Балтиморе, Бурже (1989). Президент Ассоциации электроакустической музыки при Юнеско.

Английский язык и латинские фонемы, православная духовная музыка… о многом рассказал Маэстро.

-Эдуард Николаевич, на пресс-конференции позавчера Вы сказали, что уже 2 года не пишете музыку к кино. В этой связи у меня вопрос: над чем Вы сейчас работаете и к каким жанрам обращаетесь?

-Заниматься нужно тем, что любишь. А я утратил интерес к процессу создания киномузыки, нужно успеть сделать главное. Возможно поработаю еще с Никитой Михалковым…

Следующий вопрос к Владимиру Заводиленко, под управлением которого вчера симфонический оркестр Донецкой филармонии исполнил сюиту из кинофильма «Сибирский цирюльник».

-Владимир Владимирович, что было самым сложным в работе над концертом и в исполнении сюиты?

-Самое сложное это, конечно, начать. Нужно было найти того человека, с которым возможно было все это создавать. Единение музыки  и слова. Самое интересное общение с людьми, вдохновляющими на великие дела. Партитура огромная, 22 части, которые необходимо было соединить. Музыка проникновенная. Помимо симфонического оркестра нужно было соединить народников. Свои акценты по звуку Эдуард Николаевич внес, активно работая со звукорежиссером, тем более зал Центра славянской культуры со сложной акустикой.

Вопрос от молодого поколения: Как Вы относитесь к своим сочинениям? Не хочется ли Вам что-то изменить?

Вопрос из социальной сети от поклонников. Как обстоит работа над мюзиклом «Раба любви»?

Эдуард Николаевич, скажите, вам понравилось исполнение солистки Анны Братусь и прочтение Татьяны Кусты?

Эдуард Николаевич, ваша дружба с Никитой Сергеевичем Михалковым (и творческая, и человеческая) настолько легендарна, насколько легендарны и Вы. Скажите когда и с чего всё началось?

Эдуард Николаевич, вчера перед исполнением сюиты в Центре славянской культуры в своём видеопослании Никита Сергеевич Михалков анонсировал возможность проведения в Донецке концерта, котором будет исполнена Ваша Музыка из разных кинолент Михалкова по аналогии с подобным концертом в Санкт-Петербурге. Обсуждал ли он с Вами этот вопрос и как Вы относитесь к такой идее?

Следующий вопрос и Эдуарду Николаевичу. Многие композиторы ищут в чем-то вдохновение. Известны и весьма экзотические случаи. В чем черпаете вдохновение вы?

Владимир Владимирович, вопрос к Вам. Как мне видится, музыка кино — это очень интересная для публики тема. У Вас есть какие-то планы по развитию этого направления в исполнительстве оркестра? Есть какие-то подобные задумки на следующий год?

Эдуард Николаевич, дончане восхищаются Вашим творчеством и любят Вас. Но Ваш приезд в непростое время для Донбасса, бесстрашие и решимость эту любовь ещё больше усилили. Какое отношение у Вас к происходящим событиям в Донбассе?

Какие впечатления у Вас об оркестре, исполнившем сюиту?

Эдуард Николаевич, не секрет, что в наше время трудится большое число талантливых композиторов, музыка которых неизвестна широкому кругу слушателей. Назовите несколько имён авторов, которых Вы считаете достойными признания и славы.

Творческая встреча с Народным артистом России Эдуардом Николаевичем Артемьевым длилась полтора часа, в процессе дружеской и интересной беседы время пролетело незаметно.
Полный зал, широкий спектр вопросов — от личных до профессиональных — в лице донецких зрителей Эдуард Николаевич нашёл эрудированную и живо интересующуюся его творчеством публику.

Все желающие смогли подойти к Эдуарду Николаевичу и выразить слова благодарности, получить автограф на память.

Композитор рассказал о многих вещах — о мечте стать военным лётчиком, о периоде, когда занимался музыкой «из-под палки», о своём философском видении мироздания и будущих премьерах. Все ответы на вопросы слушайте и смотрите в видео записи. С полной видеоверсией встречи с Народным артистом России вы можете ознакомиться на сайте и канале Донецкой филармонии на YouTube.

comments powered by HyperComments