ВЕРШИНЫ ОРГАННОГО ИСКУССТВА

Программа «Вершины органного искусства», состоявшаяся в Донецкой филармонии 25 октября, подвела итог фестиваля органной музыки «Донецкая осень».

Талантливая органистка из Швеции Татьяна Гамарь подарила донецким слушателям интереснейшую программу, которая началась с рассказа музыковеда Тамары Соловьёвой о самой исполнительнице. Рождённая в Донецке, в семье профессиональных музыкантов, артистов Донецкой филармонии — заслуженного артиста Украины, скрипача Владимира Гамаря и замечательной виолончелистки Ольги Гамарь, Татьяна всю свою жизнь занимается музыкой на высоком профессиональном уровне. Исполнительница окончила Донецкую консерваторию (ныне – Донецкую государственную музыкальную академию имени С. С. Прокофьева) по классу фортепиано. После переезда в Швецию в 2003 году стала изучать церковную музыку в Высшей школе Ешты и Шондаля (Ersta Sköndal högskola). Затем продолжила образование в Королевской высшей музыкальной школе.

Являясь органисткой и руководителем хора в одной из главных церквей в Стокгольме, обучая детей игре на фортепиано и органе, Татьяна стала достойным продолжателем музыкальной династии. Помимо профессиональных достижений, Татьяна Гамарь растит двоих детей, мальчика и девочку, у которых уже сейчас проявляется музыкальный талант.

Творчество венгерского композитора Ференца Листа интересовало Татьяну Гамарь ещё в студенческие годы. Для своей дипломной работы музыкант выбрала тему «Ференц Лист. От фортепиано до органа». Неудивительно, что в музыкальной программе, представленной на сцене Донецкой филармонии, произведениям Листа было уделено должное внимание.

Прелюдия и фуга на тему «BACH» открыла концерт. Это выдающееся произведение Лист написал в дань уважения великому мастеру – Иоганну Себастьяну Баху. Яркий индивидуальный характер произведения проявился в торжественных, возвышенных, местами трагических интонациях, которые сменялись спокойными и печальными фрагментами.

За этим опусом последовало творение самого И. С. Баха — Прелюдия и фуга ре минор BWV 539. Известно, что многие произведения этого композитора не сохранились. Остаётся только сожалеть о том, сколько удивительной музыки авторства Иоганна Себастьяна Баха растворилось в веках, и беречь великое сохранившееся наследие. Прелюдия и фуга ре минор, исполненная Татьяной Гамарь, производит сильнейшее впечатление на слушателей драматическими эффектами, которые достигают наивысшей точки в коде.

Toccata et danse fugee (Токката и танцующие фуги) Гастона Литеза продолжили концертную программу. Будучи от рождения слепым, французский органист и композитор всю свою жизнь писал музыку и преподавал для слепых. Произведение Гастона Литеза, выбранное Татьяной Гамарь, в полной мере представило композитора, как мастера полифонии. Для творчества Литеза характерны мрачные ноты и яркая драматичность, готика в современном прочтении. Кроме того, Токката и танцующие фуги иллюстрируют увлечение Литеза экспериментальной музыкой.

Закрывала первое отделение Ария и токката из «Узбекской сюиты» Георгия Мушеля. Творчество Георгия Александровича пропитано восточными мотивами – это и неудивительно, ведь, несмотря на то, что известный композитор родился в Тамбове, свою жизнь он связал с Узбекистаном. Невероятно красивая, наполненная богатым звучанием мелодия, с колоритными этническими оттенками, напомнила звонкий щебет птиц и всколыхнула в памяти яркие, весенние образы.

Второе отделение программы «Вершины органного искусства» было полностью посвящено Ференцу Листу. Фантазия и фуга на тему хорала неизвестного автора «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Джакомо Мейербера «Пророк» — это первое и самое грандиозное органное сочинение Листа. Премьера произведения состоялась на инаугурации нового органа Домского собора Мерзебурга 26 сентября 1855 года. Исполненное на донецком органе Татьяной Гамарь, творение Листа прозвучало очень ярко, производя мощное впечатление на слушателей.

Программа концерта была завершена, однако Татьяна Гамарь подарила донецкой публике ещё один подарок – исполнила сочинение современного норвежского композитора «Сила жизни». Это произведение стало финальным аккордом программы и запоминающимся фрагментом фестиваля «Донецкая осень».

Зрители в зале вместо привычного «браво» кричали Татьяне Гамарь «спасибо»! Спасибо за праздник, который запомнится и останется в сердце каждого слушателя.

Татьяна Гамарь, как и её вдохновитель — композитор Ференц Лист, верит в силу искусства, которое может влиять на людей, и вся её деятельность направлена именно на это.

comments powered by HyperComments