ВНИМАЕМ «ГОЛОСУ ЧАСОВ»

Музыкально-литературные программы занимают особенное место в репертуаре Донецкой филармонии, ведь они помогают артистам заниматься важнейшим направлением своей работы – просветительской деятельностью. Стоит отметить, что слушатели с радостью посещают такие программы.

Не так давно на сцене Малого зала состоялась интереснейшая программа «Голос часов», посвящённая русскому символизму. Мастер художественного слова Элеонора Шавло начала программу с небольшого экскурса в период Серебряного века, когда поэт Вячеслав Иванов, идеолог символизма, собирал в своей петербургской квартире (или, как о ней говорили, «Башне») кружок единомышленников. В этом литературном салоне бывали многие яркие личности, чьи имена украсили русскую литературу: Брюсов, Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Блок, Волошин, Гумилев, Ахматова и многие другие. Поэтические строки большинства из этих поэтов прозвучали в программе «Голос часов» стихами или вокальными произведениями.

Шесть романсов из уникального цикла Рахманинова на стихи поэтов Серебряного века исполнила заслуженная артистка Украины Елена Уцкевич. Многогранные и многослойные, сложные по своей форме и требующие от исполнителя большого мастерства, романсы, объединённые под названием опус 38, стали заключительной работой композитора в этом направлении. Первая композиция под названием «Ночью в саду у меня» (слова А. Исаакяна в переводе Блока) является, по словам историка-музыковеда Юрия Келдыша, «образцом утонченной, изысканной вокальной миниатюры». Слушатели оценили красоту, экспрессивность и лиричность произведения в исполнении Елены Уцкевич и пианиста Александра Хмарного.

Особенностью этого цикла романсов является намеренно активная роль фортепиано, практически равная вокальной партии. При этом и вокальная, и фортепианная партии отличаются невероятной выразительностью, графичностью и разнообразием звуковой палитры.

Исполненный Еленой Уцкевич в этой части программы романс «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина сам Рахманинов считал лучшим в цикле. Нежное и очень поэтичное произведение хорошо принимали слушатели, чему способствовало и мастерское исполнение. В адрес вокалистки звучали особенно бурные аплодисменты.

С огромным интересом восприняла публика и романс «Крысолов», в котором композитор умело передал и сказочность сюжета, и загадочность

поэтического образа, и художественную многозначность. Бурными аплодисментами и цветами благодарили слушатели артистку за великолепное исполнение. Цветы, овации и восторженные возгласы долго звучали в зале после исполнения Еленой Уцкевич и Александром Хмарным романса «Это было у моря» композитора Андрея Петрова на стихи Игоря Северянина.

Всплеск восторженных аплодисментов и возгласы «браво» звучали также после исполнения лауреатом международных конкурсов Владимиром Слепенковым романса «Однообразные мелькают…» композитора Анатолия Бальчева на стихи Гумилёва. Аккомпанировал вокалисту дуэт гитаристов -Павел Иванников и Евгений Сапсалёв. Столь же горячего отклика удостоился артист и после исполнения романсов донецкого композитора Юрия Емелина.

Завершила концерт исполненная вокалистом красивейшая композиция «Голос часов», название которой подарило имя всей программе.

Изысканные вокальные композиции, перемежаясь с историческими и поэтическими штрихами в подаче Элеоноры Шавло, создали в зале уникальную, возвышенную атмосферу богемного салона эпохи русского символизма.

comments powered by HyperComments