С 1 по 3 ноября в Донецкой государственной академической филармонии по инициативе Министерства культуры ДНР и при поддержке общественной организации «Русский Центр» прошёл Международный фестиваль гитарного искусства «Хрустальные струны».
В 1981 году братья Павел и Аркадий Иванниковы, в то время ещё студенты Донецкого музыкально-педагогического института (ныне ДГМА им. С. С. Прокофьева), предложили провести фестиваль, который собрал бы всех гитаристов Советского Союза. Тогда в Донецк съехались несколько сотен участников из 38 городов Союза. Со временем форум получил статус международного и сейчас проводится ежегодно. В нынешнем году это уже XIV-й фестиваль гитарного искусства и, наряду с донецкими артистами, участие в нём приняли музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Фестиваль начался в пятницу, 1 ноября программой «ОТ ИСПАНСКОЙ ДО РУССКОЙ ГИТАРЫ», в которой прозвучали произведения классиков гитарной музыки и опусы современных композиторов в исполнении гостей из Москвы, лауреатов международных конкурсов Владимира Иванникова и Дмитрия Бородаева.
Выступление Владимира Иванникова – весьма символично. Владимир – наш земляк, представитель донецкой династии гитаристов Иванниковых. С 2015 года В. Иванников является участником знаменитого Русского гитарного квартета, в составе которого он уже дважды стал лауреатом международных конкурсов.
После исполнения триптиха «Донбасс – 2014» собственного сочинения Владимир исполнил произведения Е. Баева, Е. Милки, Е. Родыгина, П. Иванникова, а потом взял слово и поздравил свою коллегу, гитаристку Анну Иноземцеву с юбилеем и сыграл сочиненную ею композицию «Кружения». Завершилось выступление двумя фантазиями на темы народных песен С. Руднева.
Зал, очарованный игрой Владимира, так долго аплодировал ему, что музыкант сыграл на бис «Восточный танец» В. Козлова, с которым впервые появился на сцене Донецкой филармонии ещё совсем ребёнком.
Во втором отделении выступил московский музыкант, лауреат международных конкурсов Дмитрий Бородаев. Но начал он не с музыки, а со слов. Дмитрий рассказал, что одним из его первых больших выступлений было как раз выступления на сцене Донецкой филармонии, и он рад вернуться сюда снова. Музыкант поблагодарил присутствующих слушателей, Павла Иванникова и Александра Парецкого за приглашение.
Музыкальная часть началась произведением С. Руднева. Продолжилось выступление композициями Августина Барриоса, Хоакина Родриго и А. Иванова-Крамского – поистине и русская, и испанская гитары в полном своем великолепии.
Завершали выступление московского гитариста композиции его собственного авторства – три этюда-картины: «День гнева», «Прощание» и «Лобное место». Невероятно эмоциональные и личные композиции доигрывались уже под несдерживаемые овации слушателей.
Музыкальную программу «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОФОРТ» второго фестивального дня представил один из создателей, идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля Павел Иванников в дуэте со своим учеником Евгением Сапсалёвым, в их исполнении прозвучали произведения композиторов от XIV века до наших дней – со сцены лились итальянские, испанские, аргентинские и русские ритмы.
Специальный гость из Санкт-Петербурга – победитель многочисленных конкурсов России, Европы, Ближнего Востока, Южной и Северной Америки, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории гитарист-виртуоз Антон Баранов исполнил не только пьесы из цикла, давшего название программе, но и музыку Александрова, Льобета, Леньяни, Беллинати. Свой выбор пьес из цикла «Петербургский офорт» Юрия Алексеевича Смирнова – «У колыбели», «Пушкинский вальс», «Романс», музыкант объяснил тем, что именно они для него наиболее близки, потому как невероятно точно передают петербургское настроение.
Заключительный день фестиваля ознаменовался программой «СТРАНСТВУЮЩИЙ ЛЮТНИСТ» и целым созвездием исполнителей. Открыли программу представители новой волны донецких гитаристов – дуэт Валентины Бреусовой и Никиты Симатова. Лауреаты международных конкурсов исполнили сочинения современных композиторов – Максимо Диего Пухоля, Адама и Марека Микульских, а также композицию «Take five» Пола Дезмонда, которую многие могли слышать в популярных фильмах, анимационных лентах, а также фоном в различных теле- и радиопрограммах.
Безусловной изюминкой фестиваля стало выступление московского лютниста и вокалиста Андрея Чернышова. Мелодичные переборы удивительного инструмента перенесли слушателей в эпоху средневековых замков и рыцарей, менестрелей и прекрасных дам. Андрей Чернышов, исполнивший старинные английские песни, буквально влюбил в себя слушателей филармонии. А композиции, исполненные во втором отделении вместе с камерным оркестром «Виола», раскрыли и подчеркнули звучание лютни.
Сонатина в 3-х частях для гитары с камерным оркестром Федерико Моррено Торроба в оркестровке Павла Иванникова в исполнении Евгения Сапсалёва вновь вернула слушателей в наше время, перенеся на какое-то время в Испанию.
Выдающийся донецкий гитарист, артист Донецкой филармонии, педагог, инициатор и художественный руководитель Международного гитарного фестиваля «Хрустальные струны» Павел Иванников феерично завершил фестиваль зажигательными «Самбой уходящего лета», композицией «Кафе Молиендо», удивительной мелодией «В моих глазах ты красавица» и попурри на тему мелодий из кинофильма «Ва-банк» в собственной оркестровке.
Когда отзвучали последние аккорды, ведущая трехдневного фестиваля Виктория Степанова пригласила на сцену исполнительного директора общественной организации «Русский Центр» Елену Евсееву и генерального директора-художественного руководителя филармонии Александра Парецкого.
Елена Васильевна отметила важность подобных мероприятий в развитии культурного общения между ДНР и РФ и вручила Благодарность гостю из Москвы Андрею Чернышову за развитие межкультурного диалога, плодотворное сотрудничество и неоценимый вклад в фундамент развития интеграционной программы Донбасса с Российской Федерацией.
Всем участникам фестиваля были вручены памятные дипломы. Александр Парецкий также вручил диплом за оказанную поддержку исполнительному директору общественной организации «Русский Центр» Елене Евсеевой.
Александр Александрович сказал и о том, что, к счастью, есть еще выдающиеся музыканты, которые не боятся ехать к нам, не гонятся за гонорарами, напротив – преданны искусству и готовы делиться своим мастерством. В их числе и Андрей Чернышов, и выступавшие в предыдущие дни фестиваля Владимир Иванников, Антон Баранов, Дмитрий Бородаев. Директор поблагодарил камерный оркестр «Виола» за великолепное сопровождение второго отделения заключительного концерта, всех слушателей, пришедших в Донецкую филармонию, и пригласил на фестиваль «Хрустальные струны — 2020».