ВОЙНА И МИР

«Так уж устроен мир – в нём 2 полюса: добро и зло, любовь и ненависть, война и мир…» – такими словами ведущая Тамара Соловьёва начала концерт «Война и миръ», который прошел 16 февраля в Донецкой государственной академической филармонии.

Программу представила Екатерина Огаркова – органистка из Владивостока и добрый друг Донецкой филармонии. Екатерина не в первый раз приезжает в столицу нашей республики, и каждое её выступление – это событие. Изюминкой программы «Война и миръ» стало использование ударных инструментов и участие в программе исполнителей на ударных инструментах Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева, лауреатов международных конкурсов Игоря Мисько и Никиты Дегтярёва. В концерте звучали произведения композиторов разных эпох, ещё раз доказывая, что тема войны и мира актуальна во все времена.

Начался концерт Прелюдией и фугой Иоганна Себастьяна Баха — одной из труднейших по музыкальному языку, приемам изложения и развития среди клавирных пьес композитора. Весьма эмоциональное и даже интеллектуальное, полифонически сложное произведение сменилось спокойной, лиричной, наполненной миром и покоем арией «Овцы могут спокойно пастись» из «Охотничьей кантаты» BWV 208. Иоганн Себастьян Бах несомненно был гением и его многогранность в полной мере проявилась в этих двух таких разных произведениях.

Когда речь заходит о батальном жанре, одним из самых ярких произведений на эту тему является сюита «Баталья» Уильяма Бёрда — английского композитора, органиста, клавесиниста эпохи Елизаветы I. Само произведение включает в себя 11 тематических пьес, в которых звучание органа и ударных колоритно передало дух битвы – и бравурность, и задор марша перед самой битвой, и индивидуальность каждого рода войск – пехоты, конницы, отдельного ирландского полка, шотландцев. Удивительно, как отчетливо в звучании органа слышались звуки флейты и волынки, а барабаны – отражали и уверенность в победе, и облегчение от того, что битва все же завершилась, и печаль по тем, кто не уцелел во время боя. «Солдатский танец» и «Гальярда» зарядили оптимизмом и подняли настроение перед антрактом.

Второе отделение было представлено творчеством авторов разных эпох и стран – «Пассакалией» немецкого композитора эпохи барокко Георга Муффата, пьеса американца Александра Рассела «Колокола святой Анны де Попре» (конец XIX-начала XX вв.), Токкатой на тему хорала «Одному Богу слава!» нашего современника, латышского композитора Айварса Калейса. Завершился концерт сюитой «Время, вперёд!» Георгия Свиридова. Эта композиция была популярна с момента своего появления. Её аранжировки делали многие музыканты. На сцене Донецкой филармонии шестая часть этой сюиты прозвучала в переложении для органа и ударных. Подобная вариация оказалась неожиданной, но очень интересной и воодушевляющей. Екатерина Огаркова и Александр Хмарный – на органе, Игорь Мисько и Никита Дегтярёв – на ударных мастерски исполнили сюиту, наполнив зал ощущением полёта, стремлением к чему-то новому и грандиозному.

Концерт прошел с большим успехом. Екатерина Огаркова вновь удивила и восхитила донецкую публику оригинальной программой и мастерством исполнения. Как отметила в своём отзыве наша слушательница Строкина Елена: «Концерт прошёл на одном дыхании! Море положительных эмоций! Замечательное слияние органа и ударных инструментов. Спасибо за такую необычную программу! Браво!!!»

Ждём новых встреч с замечательной органисткой из Владивостока Екатериной Огарковой в Концертном зале Донецкой филармонии.

comments powered by HyperComments