Киномузыка Эдуарда Артемьева

Маэстро Оселков всегда привозит в Донецк что-то особенное, удивляя и радуя всех слушателей. На этот раз Анатолий Васильевич Оселков представил киномузыку нашего современника, известного композитора Эдуарда Николаевича Артемьева.

26 мая в Донецкой филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева (дирижёр – заслуженный артист России Анатолий Оселков) и Камерного хора ДГМА имени С. С. Прокофьева (руководитель Алиме Мурзаева) прозвучала грандиозная премьера — программа «Киномузыка Эдуарда Артемьева».

Народный артист России — Эдуард Николаевич Артемьев — архитектор музыки, новатор в области звуковых эффектов, автор саундтреков к полутора сотням фильмов, признанных шедеврами отечественного кинематографа. Автор музыки к фильмам культовых режиссёров Андрея Тарковского, Андрона Кончаловского, Никиты Михалкова. Композитор не раз говорил, что весь звучащий мир — его инструмент.

Сегодня Эдуард Артемьев продолжает собирать полные залы, в которых звучит его музыка. А слушатели снова и снова переживают каждую ноту, погружаясь в бесконечный мир музыки Артемьева. Всё это необходимо сказать для того, чтобы понять, оценить и представить масштаб, глобальность и грандиозность события 26 мая в Донецкой филармонии. Любимую всеми музыку и аранжировки того самого единственного и неповторимого блистательного композитора Эдуарда Артемьева привез наш земляк, давний друг Донецкой филармонии Анатолий Васильевич Оселков.
Анатолий Оселков – настоящий труженик. Он не боится экспериментировать, и, кажется, нет музыкальной стихии, которая ему не подвластна.

В интервью Анатолий Васильевич рассказал, что, пребывая под впечатлением от музыки знаменитого композитора, лично познакомился с Эдуардом Николаевичем, общался и неоднократно бывал с творческими визитом в студии композитора. Более того, Анатолий Васильевич проявил инициативу и желание создать программу, посвященную кинематографическому творчеству Эдуарда Артемьева и предложил  провести творческий вечер в Ярославле. Судьбоносное знакомство и плодотворное сотрудничество состоялось, а результат — грандиозный юбилейный концерт с участием Эдуарда Артемьева и Никиты Михалкова. Это потом был юбилей в Москве, а сначала торжества состоялись в Ярославле, благодаря Маэстро Оселкову. Уже много лет композитор и дирижёр дружат.

-Анатолий Васильевич, а когда Вы познакомились с Эдуардом Николаевичем Артемьевым?

А.В.: Я познакомился с Эдуардом Артемьевым, когда у меня был такой период в жизни, я увлекся киномузыкой. С 1996-97 года, 22 года уже я в Ярославле. В эти годы помимо других каких-то вещей, я активно работал и был увлечен киномузыкой. Поехал в Москву и встретился  с ведущими композиторами и с Евгением Шварцем, и с Микаэлом Таривердиевым и Верой, его женой. Впоследствии  со всеми сделал авторские концерты и творческие вечера, тогда у меня  и возникла мысль поработать с Эдуардом Артемьевым. Через институт Кинематографии я познакомился с Эдуардом Артемьевым, он меня до этого совершенно не знал. До этого у Эдуарда Артемьева действительно не было авторских концертов, он просто писал свою музыку к фильмам, но чтобы прозвучал целый концерт его музыки, такого не было. И тут появился дирижер, который предложил ему сделать целый авторский концерт, состоящий полностью из его музыки. Первый наш опыт был в Ярославле. На концерт киномузыки в Ярославль на творческий вечер приехал не только Артемьев с женой, но и Никита Михалков. Дело было зимой, концерт задержали, ждали Никиту Михалкова. Для Ярославля это, конечно стало незабываемым событием. Приезд Артемьева и Михалкова вызвал ажиотаж. Тогда в Ярославле состоялся первый творческий вечер и концерт «Киномузыка Артемьева». А потом мы продолжили общение и творческие вечера состоялись и в Москве, и в Питере, и в Сибири, концерты в других городах России. С 1996 года репертуар у Артемьева значительно пополнился музыкой к новым фильмам: «Обломов», «Одиссея», «Щелкунчик», «Солнечный удар»,  «Легион №17» . Вот решил и дончан порадовать и привезти эту программу. До войны это было не возможно, не было нужных инструментов. Теперь оркестр значительно обновлен, сбалансирован и укреплен, появились новые инструменты: электроника и синтезаторы, без которых музыка Артемьева, просто не зазвучит как нужно, а также хорошие гитаристы. Сейчас появилась возможность представить эту программу в Донецке. Вот и решили, что общими усилиями осилим и взялись за работу.

-Ваши впечатления от работы с оркестром и хором? Все ли получилось и прозвучало, как Вы задумали?

Симфонический оркестр высокого уровня, работают профессионалы, работать в Донецке интересно. Все в движении и в развитии. В Донецке в электронной обработке, прозвучали аранжировки, ноты Эдуарда Артемьева. В партитуре прописан хор и мне предоставили замечательный хор, все прозвучало. Мы исполнили все то, что написал автор.

Анатолий Васильевич, спасибо  Вам огромное за поддержку, за то,что Вы всегда приезжаете в Донецк, удивляя и радуя концертными программами и любимыми произведениями.

А.В.: Я с огромным удовольствием всегда приезжаю в Донецк и с радостью привожу новые программы в надежде, что они понравятся донецкой публике. Надеюсь это удалось и в этот раз.

26 мая всё это музыкальное великолепие услышали и мы в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева и хора ДГМА. Нет слов, чтобы выразить и рассказать как это было. Все слова ничтожны в этом случае. Это нужно услышать самому. Музыка Артемьева, как «солнечный удар», как мечта, как любовь непостижима, глубока, проникновенна и прекрасна. Она легка, как полет  шарфика на ветру. Она настоящая и неповторимая, как сама жизнь! Музыка Артемьева незабываемая, эмоционально-чувственная и говорящая. Слушая ее, все понимаешь без лишних слов. Магия этой музыки очаровывает с первых звуков, нот и аккордов.
Перед нами, благодаря Маэстро Оселкову прозвучала ретроспектива киномузыки Артемьева из 13 фильмов. «Свой среди чужих…», «Сибирский цирюльник», «Раба любви», «Утомленные солнцем» ,«ТАСС уполномочен заявить», «Легенда №17»… В композиции из фильма «Доктор Живаго» соло на скрипке исполнила Ольга Зорькина. Прозвучала музыка из фильма «Одиссея» — композиция «Торжество Ахиллеса» и неповторимая «Калипсо» — аутентичная музыка с использованием африканских духовых и ударных инструментов в союзе с уникальным голосом тунисской певицы Амины Араби. В исполнении Виктории Гонца прозвучал проникновенный вокализ в композиции из киноленты «Солнечный удар».
Чудесная музыка и кадры из любимых кинолент вызвали в душе бурю эмоций, подарив неповторимые впечатления и ощущения, переполняя любовью, радостью и счастьем от встречи с прекрасным искусством. Грандиозный праздник музыки Эдуарда Артемьева покорил сердца донецкой публики. Слова признательности и благодарности Народному артисту России, создателю музыки, композитору Эдуарду Артемьеву, заслуженному артисту России, дирижеру Анатолию Оселкову, всем, кто создавал эту фантастическую концертную программу  и участвовал: Академическому симфоническому оркестру, Камерному хору ДГМА и его руководителю Алиме Мурзаевой, солистам — Татьяне Петровой (домра), Ольге Зорькиной (скрипка), Виктории Гонца (вокал), Виктории Гончаровой (рояль). Зрители пребывали в восторге и восхищении, вознаграждая бурными овациями всех, кто подарил прекрасную музыку и незабываемую концертную программу.