Русские времена года


09.06.18. Русские времена года

В прекрасное и благословенное время цветения и благоухания природы Донецк посетил талантливый дирижёр из Москвы Андрей Рейн, подарив удивительную программу «Русские времена года».
В творчестве многих композиторов, как на картинах художников оживает красота и смена сезонов, изменения в природе той страны, в которой живут и творят гении. Музыка каждого композитора, запечатлевшего любимое время года, отличается. У каждого творца свой взгляд и видение сути, своя уникальная музыка, отразившая изменения в природе. Андрей Сергеевич Рейн представил в Донецке «Русские времена года», а они в полной мере отобразились в музыке П. И. Чайковского и А. К. Глазунова.
9 июня в Донецкой филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева прозвучали «Русские времена года», прекрасная музыка во всем очаровании и красоте!
«Времена года» Петра Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, отразивший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат, М. И. Чайковский: «Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».
Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
12 пьес —12 картин из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Январь — «У камелька», февраль — «Масленица», март — «Песнь жаворонка», апрель — «Подснежник», май — «Белые ночи», июнь — «Баркарола», июль — «Песня косаря», август — «Жатва», сентябрь — «Охота», октябрь — «Осенняя песнь», ноябрь — «На тройке», декабрь — «Святки». Все эти сменяющие друг друга картины природы мы услышали и увидели в первом отделении программы.

Во втором отделении прозвучала музыка А. К. Глазунова из балета «Времена года»: зима (Интродукция, Иней, Лед, Град, Снег), весна, лето (Вальс васильков и маков, Баркарола, Вариация, Кода), осень (Вакханалия, Маленькое адажио). Незабываемые чувства вызывает эта прекрасная музыка. Работать над балетом Александр Глазунов начал по просьбе выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа.

Директор императорских театров Всеволожский требовал создать балет в духе французских придворных балетов 16-17 веков. Композитор сумел не просто реализовать поставленную задачу, а создать настоящее живописное полотно, цельную музыкальную картину. Одноактный балет «Времена года» завораживает слушателя, полностью погружая в атмосферу музыки и  стихии. Каждый сезон передан Глазуновым точно и ярко, невероятно образно. Композитору удалось в звуках запечатлеть ощущения. Николай Римский-Корсаков не смог скрыть своего восторга от прослушивания балета. Но больше всего его впечатлила часть, посвящённая зиме, её он назвал  «одной из лучших в русской музыке зим». 

Все времена года в звуках и красках прозвучали в Донецкой филармонии, сложившись в яркую музыкальную и живописную картину, благодаря дирижеру. Эмоционально и ярко так можно охарактеризовать работу А. С. Рейна. Индивидуальный почерк – дирижирование без дирижёрской палочки.

Андрей Сергеевич Рейн окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных по специальности «гитара», Московский государственный институт музыки  им. А. Г. Шнитке по специальности «музыковедение», Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру при ней по специальности «оперно — симфоническое дирижирование».

В качестве постоянного приглашенного дирижёра сотрудничает с Ярославским и Ростовским академическими симфоническими оркестрами, Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии им. А. Г. Шнитке, Мурманским филармоническим оркестром (в октябре 2008 году совершил с этим коллективом турне по Норвегии), Камерным оркестром Чувашии, Московским камерным оркестром «Musica Viva». В 2012 году Андрей Рейн в качестве дирижера-ассистента принял участие в постановке оперы П. И. Чайковского «Чародейка» на основной сцене Большого театра России (дирижёр-постановщик спектакля – Народный артист РФ Александр Лазарев). С сентября 2014 года Андрей Рейн является музыкальным руководителем и дирижером Московского академического театра Сатиры. С 2008 года он работает в РАМ им. Гнесиных на кафедре оперно-симфонического дирижирования.

В программе «Русские времена» года прозвучали произведения двух русских композиторов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, объединённые одной темой «Времена года».
Нам удалось пообщаться с удивительным и неординарным человеком, потрясающим музыкантом, дирижером, педагогом  и художником, который подарил донецкой публике «Русские времена года» наш гость Андрей Сергеевич Рейн.

— Андрей Сергеевич, спасибо за «Русские времена года» и прекрасную музыку. Вы в Донецке впервые? Как появилась возможность сотрудничества?

А.С.: Я бываю часто в Ростове на Дону, встретился и познакомился с дирижёром Владимиром Заводиленко, который пригласил и предложил приехать в Донецк поработать. Зная о ситуации в Донецке, я сразу согласился. Вообще, я охотно отношусь к поездкам творческим, новым контактам, контрактам, именно таким образом сложилось много связей, получилась плодотворная работа с интересными и творческими людьми, еще и путешествия по миру! Так случайно, согласившись заменить дирижёра, я попал в Перу в Южную Америку впервые, представляете?! Благодаря этому счастливому случаю у меня теперь контракт, и я постоянно летаю в Перу! Очень яркие впечатления! Никто никогда не знает, что тебя ждет за дверью, которую тебе предлагают открыть. Надо обязательно рискнуть и попробовать открыть, открыть для себя новые творческие возможности, события, открытия, яркие впечатления и эмоции.

Студенты там особенные?

А.С.: Студенты везде студенты, есть отдельные люди, которые учат, стараются, талантливые, заинтересованные, открытые и интересные. С языком общения у меня нет проблем, помимо языка есть. Каждая страна предусматривает свои особенности, отличия, традиции, новые слова. Вот в Перу главное и определяющее слово для всего – «Маньяна». Например, если ты опоздал или не нашел нужную аудиторию или что-то случилось, ну что же звучит неторопливое «Маньяна» — в смысле «Завтра», «Всё завтра», «Я подумаю об этом завтра». Или ты предъявляешь претензии студенту, требуешь, а он не делает, не спешит. Ну, на все своя «Маньяна». Вот такая судьбина на все одно неторопливое «маньяна». Вот ведь, Маньяна какая!

-На каком языке общались, на музыкальном?

А.С.: Язык там испанский и английский. У меня предрасположенность к языкам, проблем не возникало.
Язык дирижёра — это язык жестов, в первую очередь, зачастую общались и без переводчика, понимая друг друга, благодаря музыке. Это ведь своего рода тоже язык понимания. Русские дирижёры, как и русская классика привлекает, вызывая большой интерес. Мы делали проект, когда оркестром поочередно руководили испанский и русский дирижеры. Интересный получился проект, музыка и творчество объединяют людей.

-Чем обусловлен выбор произведений?

А.С.: Приезжая на новое место, работая с новым оркестром, я всегда везу то, что близко по душе мне и то, что не заиграно и интересно звучит. Везу красивую музыку. «Времена года» для меня особенная музыка! В разные эпохи воспевали времена года разные композиторы, воссоздавая красоту природы в музыке. Идея, как и сюжет привлекал многих Вивальди, Гайдна, Чайковского, Пьяццоллу. Когда слушаешь «Времена года» разных композиторов, у всех все разное: погода, природа. У Чайковского, Вивальди и Пьяццоллы совершенно разные времена года. Зима или осень, весна и зима у каждого своя — в России и в Буэнос-Айросе зимы разные, как и лето! В звучащих произведениях композиторов мы слышим и видим то лето и ту зиму, которые нарисовал автор, пребывая в той или иной стране. Вот я часто слушал зиму Вивальди и, оказавшись в Италии зимой, мне показалось, вдруг, что все это я уже видел, а как я мог это видеть? Мне все это нарисовала музыка, ощущение на уровне подсознания. И сравнивая «Весеннюю» Шумана и «Осенние и Зимние грёзы» Чайковского, «Весенняя кантата» Свиридова каждый рисует и передает свои ощущения, у каждого для изображения свои краски. Красивое сочетание и идея смены времен года привлекали плеяду композиторов разных эпох. У меня вообще мечта сделать абонемент «Времена года», в котором в течении года звучали бы произведения разных авторов, самые яркие картины природы, сезоны во всех оттенках и красках. Вот самое простое объяснение, мы смотрим на листья, у нас они желтеют осенью, а в Японии краснеют, а где — то они вечно зелёные, так как там и осенью лето, а в Перу снега не видели, он только высоко в горах. Но у каждого своя зима и жаркое лето, и композиторы воспевают свою красоту природы в  музыкальных картинах и полотнах. Описывая красоту природы родного края и сезонов, у каждого композитора она своя и тем прекраснее музыка во всех оттенках и красках. Слушая музыку, мы все это видим и чувствуем , тонко ощущаем все перемены погоды и завывания вьюги, шелест листьев, шум дождя, капель, морской бриз, слушая музыку, вы все это видите, так удивительно, просто невероятно!

Вы говорите так, словно музыка звучит, невероятная музыкальность слова и любовь музыки.
Как Вы пришли в музыку?

А.С.: Родители мои не музыканты. Мама моя филолог — прекрасно знает французский язык. Папа — в инженерной сфере, очень не любил классическую музыку. А раньше футбол показывали реже, чем звучала классика по одной единственной программе ТВ. Папу классика очень раздражала. А мама, увидев мою заинтересованность музыкой, поддержала очень во мне это увлечение. Выучился по самоучителю игре на гитаре, играл в ВИА, увлекался роком, не хотел ходить на занятия сольфеджио в музыкальную школу. А потом услышал и сыграл «Каприз» Паганини, нашел пластинку и заслушал буквально, и меня пробило как ток, шок! У меня появился интерес к серьёзной классической музыке через рок! И за одно лето я переменился так, что учителя в музыкальной школе меня просто не узнали, я начал с интересом учиться и ходить на занятия. У меня были отличные педагоги и учителя. В музыке ведь при обучении, привлечении и обучении детей, очень важно не переусердствовать, а грамотно заинтересовать! В школе я учился хорошо. Были все шансы поступать в МГИМО, я любил французский, благодаря маме. Но никто не ожидал, а я пошёл в музыку на дирижёрский. Мама поддержала и содействовала мне во всём. У меня первая запись в трудовой книжке в 17 лет, я работал уже в музыкальной школе. Мне близка разная музыка. Мир музыки настолько многогранен. К классике через рок пришел и работаю с разной музыкой, тем более, работая в драматическом театре, в музыкальном театре сатиры приходилось многому научиться, узнавая разную музыку. В музыкальном мире мне чужды люди, замыкающиеся на чем-то одном. Но из классики можно многое почерпнуть, узнать и познать. Академизм музыки можно привнести в театр и добавить в музыку новые краски. Очень важен в работе синтез!

-Как Вам в Донецке? Не разочаровал оркестр и акустика зала?

А.С.: В Донецке мне очень понравилось. Ваш оркестр профессиональный, гибкий, чуткий, откликающийся, понимающий. Здесь люди улыбаются друг другу, шутят, празднуют дни рождения, это приятно! Достаточно приятная рабочая атмосфера репетиций, музыканты высокого уровня, работать очень интересно. Мы работали достаточно плодотворно и интенсивно и я рад полученному результату работы. Я считаю, что Донецку очень повезло! Не у каждого города есть большой полноценный симфонический оркестр с музыкантами высокого уровня мастерства! Слушайте живое! Ходите на концерты! Слушайте живую музыку! Многие люди щепетильно относятся к вопросу здорового питания, так вот классика — живая музыка и является самым лучшим здоровым питанием для мозга, души и сердца! Слушайте и кушайте живое и настоящее!