Звучит органная классика

«В каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог». 6 июля в Донецкой государственной академической филармонии в завершении 87-го концертного сезона величественно и торжественно прозвучал легендарный донецкий орган. Лауреат международных конкурсов — Лия Якушева (Москва) представила в Донецке очередную премьеру — программу «Звучит органная классика».

Картинки по запросу Лия Якушева органист

В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее, космическое. Бах – явление всехристианского масштаба. Его музыка – вне времени и конфессиональных границ, она для всех в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава»(Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Музыка для него была богослужением, свою музыку он считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающих славу Божию. И, конечно же, Бах в течение всей жизни оставался верным сыном своей собственной церкви.

Слушая вечную музыку Баха, душу посещают глубоко духовные, философские мысли о смысле жизни и сущности бытия. Ощутить это смогли все присутствующие на концерте. Каждое прозвучавшее произведение программы поражало и очаровывало красотой.

Картинки по запросу Лия Якушева органист

Лия Якушева — талантливая органистка из Москвы в очередной раз порадовала дончан новой интересной программой и виртуозным исполнением органной музыки. Прозвучали шедевры классики: Прелюдия и фуга h-moll BWV 544, Прелюдия и фуга C-dur BWV 531, Хоральная прелюдия «O Mensch, bewein dein Sünde groß» (И. С. Бах), Вариации BACH для органа (Маргер Зариньш), Симфония №6 op. 42 no. 2 , I часть (Шарль-Мари Видор), Allegro, Офферторий на тему «Ofilii» , Op. 49/2 (Феликс – Александр Гильман) и удивительная Чакона (Виктор Гончаренко). Финальным аккордом концерта прозвучала Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H Ференца Листа.

Картинки по запросу Лия Якушева органист

Монограмма Баха стала символом  и своеобразным талисманом произведений многих композиторов, неся в себе огромный мистический и глубинный смысл. Ослепнув и предчувствуя приближение смерти, Бах продиктовал своему ученику последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным ход мысли композитора. Стоит добавить, что там в качестве подписи присутствует монограмма Баха – B-A-C-H (эти буквы – латинское обозначение звуков: си бемоль, ля, до, си). С годами эта монограмма, растворенная во многих произведениях Мастера, приобрела значение музыкального символа, тем более что графика нотной записи фамилии B-A-C-H у многих ассоциируется с формой креста. За этим видится не только особая музыкальная, но и религиозная миссия всех Бахов. Монограмма И. Баха стала генеральным мотивом новых творений.

Лия Якушева виртуозно исполнила Прелюдию и фугу на тему B-A-C-H Ференца Листа, Альфред Шнитке в финале своей Третьей симфонии звуковую последовательность B-A-C-H «преображает в глубоко личную тему, которая приобретает значение символа Веры, Надежды, и Любви». В любом случае многие великие европейские композиторы XVIII-XX веков – от Бетховена и Шуберта до Шнитке и Щедрина включали монограмму Баха в свои опусы, отдавая этим дань уважения величайшему «музыкальному гению всех времен и народов». Музыка Баха глубоко мистична, потому что основана на том опыте молитвы и служения Богу, который выходит за пределы конфессиональных границ и является достоянием всего человечества.

Картинки по запросу Лия Якушева органист

Лия Якушева восхитила и поразила донецких зрителей насыщенной программой, выбором произведений, глубиной и мастерством исполнения, подарив прекрасный органный вечер.  Крики «Браво» и овации благодарной публики не смолкали.