Дмитрий Читах: артистичный офицер

Не зря говорят, что внешность обманчива. Порой за самым серьезным видом человека скрывается тонкая душевная организация и творческий талант. Нередко можно встретить сотрудника силовых структур, который каждую свободную от работы минуту уделяет искусству. Например, действующий солист и ведущий Донецкой государственной академической филармонии Дмитрий Читах долгие годы носил милицейские погоны.

Первые шаги

В органах внутренних дел Дмитрий проработал целых 26 лет. При этом он никогда не бросал свое хобби – музыку и пение. Уйдя на пенсию в звании подполковника, Читах полностью погрузился в мир творчества.

– Дмитрий, расскажите, как вы стали солистом филармонии?

– Я всегда любил петь, декламировать, читать стихи, танцевать. Мне все это нравилось, и, где бы я ни работал, где бы ни учился, я всегда этим занимался. Поэтому, даже когда я уже начал служить в органах внутренних дел, я не бросил свое хобби. В частности, в Донецком юридическом институте, где в основном занимался воспитательной работой, я создавал творческие коллективы. У меня и ансамбль был, и вокальная студия, и духовой оркестр, мы делали много концертных программ для курсантов и студентов.

Также я выступал с разными творческими коллективами Донецка, в том числе и с эстрадным оркестром УМВД Донецкой области под руководством Владимира Далакишвили. В 2014 году учебное заведение перебазировалось в Мариуполь, а я уволился из органов, так как уже имел право уйти на пенсию, и решил более плотно заняться вокальным искусством. Время пришло. У меня были контакты и с руководством филармонии, и с театрами. Сначала я хотел поступить в драмтеатр, а потом друзья предложили прослушаться здесь, в филармонии. В итоге я получил положительный ответ и начал потихоньку работать.

Вообще с филармонией мы сотрудничали долгие годы, иногда, до всех этих печальных событий, я выступал с профессиональными артистами на концертах. Меня уже все знали – и руководство, и артисты, ведь мы не раз водили сюда курсантов. Это знакомство мне очень помогло, поэтому не было необходимости что-то доказывать. Меня хорошо знали, и, когда стал вопрос о моей работе в филармонии, проблем не возникло. Я сразу же начал вести концертные программы – и классические концерты, и эстрадные, работать как ведущий и вокалист.

Военно-вокальная дилемма

– Будучи творческой личностью, почему вы выбрали для себя работу в милиции?

– Искусство – это не единственный путь творческих людей, зачастую это просто хобби. Окружающие и родители говорили мне, и даже настаивали, что нужно получить профессию, образование, все-таки найти более серьезную работу. У меня всегда в жизни была дилемма. Я любил петь, и мне это нравилось, но не меньше нравилась и военная служба. Потому, наверное, так и получилось, что я выбрал профессию человека в погонах, но это не помешало мне участвовать в различных хороших и серьезных культурных мероприятиях. И в конце концов любовь к музыке и творчеству определила мой путь и в органах внутренних дел. Я ведь много занимался именно этим направлением в учебном заведении – воспитательной и культурно-массовой работой, так как был начальником учебно-воспитательного центра в ДЮИ.

– Довелось ли вам работать в районных отделах милиции?

– Изначально я работал в Ясиноватском городском отделе внутренних дел. После армии, как только я демобилизовался, бывший военрук техникума, где я учился, предложил мне пойти на службу в милицию.

Вообще трудовую деятельность я начинал еще до армии, работал в котельной машинистом питательных насосов. Учился в строительном техникуме по специальности «санитарно-техническое устройство здания». Пройдя армейскую службу, вернулся домой и начал ходить по строительным организациям – с чего-то нужно было начинать. Тогда были 1990-е годы, менялось мировоззрение, найти работу было нелегко. Потом решил попробовать себя в милиции.

В дальнейшем учился. У меня уже был печальный опыт неудачного поступления в консерваторию – тогда я не набрал нужного количества баллов. Тем не менее петь я не бросил. Мне предложили поступить в институт внутренних дел. Окончил вначале среднюю школу милиции, затем институт, получил высшее юридическое образование. Работая в Ясиноватой, получил предложение заниматься воспитательной работой в Донецком юридическом институте. Согласился с огромным удовольствием и впоследствии большую часть службы провел в этом учебном заведении.

– Сейчас продолжаете сотрудничать с вузом?

– Сегодня я очень счастлив, что это учебное заведение у нас восстановлено. Да, меня часто приглашают туда, я участвую в концертах, являюсь ведущим на мероприятиях, веду присяги и выпуски. Я рад, что мы до сих пор поддерживаем отношения. Это тоже воспитательная работа, ведь мы с курсантами также ведем беседы и на темы творчества и культуры. Думаю, многое осталось на своих местах.

«Репетиции бывают разные»

– Удалось ли вам приобрести в филармонии новые знания?

– Музыкального образования у меня как такового нет, но уже есть определенный опыт, потому что я вел мероприятия, работал как диктор. С детства, с пионерских лет, я постоянно участвовал в городских мероприятиях. Специального образования не получил, но кое-какой опыт наработал.

Филармония очень помогла мне в вокальном плане, потому что я никогда серьезно не занимался классическим вокалом, а здесь встретил людей, которые с удовольствием со мной работают. Я многое узнаю для себя, работаю, развиваюсь. Мне это очень по душе.

У меня были выступления по воинским частям в качестве поддержки, это мое волеизъявление. Я ездил по госпиталям, встречал там и наших бывших курсантов, которые защищали нашу Республику. Есть в Библии изречение: что тебе дано Богом, нужно отдавать бескорыстно.

 Как подбираете репертуар?

– Репертуар подбираю зачастую сам, потом предлагаю его руководству. Есть классические концерты, романсовые, когда необходимо из своего репертуара отбирать произведения согласно теме или же разучивать новые. Я сегодня занимаюсь разными музыкальными направлениями. Песенный и романсовый репертуар я всегда исполнял с удовольствием.

 Исполняете ли собственные песни?

– Однажды у меня был опыт участия в фестивалях авторской песни, но я произведения собственного сочинения редко выставляю напоказ.

– Как проходят ваши репетиции?

– Немного стараюсь работать с нотным материалом, но в основном все воспринимаю на слух. Если возникают какие-то трудности с изучением сложных мелодий, мне помогают концертмейстер и опытные вокалисты, которые имеют образование, могут подсказать. У нас хороший коллектив вокалистов и преподавателей, никто ни в чем не отказывает.

– Много ли времени занимает подготовительный процесс?

– Репетируем мы часто, но репетиции бывают разные. Вокальная репетиция может длиться всего лишь в течение одного часа. Это обязательно распевка, гимнастика для голоса и дыхания – это очень важно. Голос наш – как инструмент, его тоже нужно настраивать, приводить в определенные рамки, в порядок, чтобы он звучал. Часть репетиции ты занимаешься такой гимнастикой голоса, а остальное время разучиваешь какие-то произведения или повторяешь, пропеваешь уже известные. Это может занять чуть больше часа, максимум два. Что касается концертных репетиций на сцене, то бывает, что нужно работать и два, и три, а то и четыре часа. Все зависит от того материала, который ты показываешь на сцене.

Как-то раз мы делали замечательный спектакль «Ах, эта любовь», где нужно было исполнять произведения из опер Моцарта. Они очень интересные и сложные. Мы работали на сцене часа четыре. Помимо этого шла еще и актерская работа. Нужно было работать в костюмах, в определенном образе, говорить и петь. Такие концерты даются нелегко, поскольку требуют много и творческих, и физических сил. Так что репетиции бывают разные.

Вполне хватает филармонии

– Часто ли вы принимаете участие в концертах? Выезжаете ли за пределы Республики?

– Недостатка в концертных программах у меня нет. Так получается, что концерты обычно следуют через день-два. График плотный. И в роли ведущего мне приходится работать много. В некоторых концертах я пою, некоторые только веду, а иногда и то и другое. От Министерства культуры ДНР в 2017 году я ездил в Старый Оскол, где проходил конкурс военно-патриотической песни. Это был международный фестиваль. Там я исполнял песню на афганскую тематику и занял второе место. За пределы Республики выезжаю редко, а в ее пределах очень много различных выездов с концертными программами. Вообще-то, я разноплановый артист – пою и классику, и эстрадные песни, и детские, играю драматические роли, где нужно быть одновременно не только певцом, но еще и актером, иногда даже танцую.

– Задумывались ли вы о том, чтобы попробовать себя в какой-то новой деятельности, например, в театре?

– Еще до войны меня Марк Матвеевич Бровун приглашал в муздраму на роль вокалиста и актера, но тогда я находился на службе, мне не хотелось уходить. В филармонии сейчас я занимаюсь всеми видами искусства, этого мне вполне хватает. Иногда приходится заниматься и сценарной работой, писать сценарии концертов.

Я не хочу ничего менять. Плотная работа в филармонии не дает думать о чем-то другом. Здесь всегда приходится осваивать и учить что-то новое. Сейчас мы уже начинаем работать с новогодними программами, где также есть актерская, вокальная и хореографическая работа. Нужно входить в роли и учить много материала. Помимо этого, никто не отменяет концерты, потому мы продолжаем работать и над вокальными номерами с разнообразной музыкой.

Нужное настроение – вопреки всему

– Сложно запомнить такой объем материала?

– Как выдается свободная минута, достаешь из сумки тексты и начинаешь учить. Даже в общественном транспорте. Приезжаешь домой, ужинаешь, садишься за компьютер, включаешь музыку и стараешься прорабатывать те вещи, которыми сегодня не занимался, но которые тоже нужно обязательно пропеть, выучить. Так постепенно и запоминаешь все что нужно. Учишь постоянно. Есть определенное планирование, когда какой-то материал ты должен выучить к конкретному дню и показать его концертмейстеру, чтобы он уже мог его прослушать, что-то подсказать. Жизнь артиста – постоянно в работе. При этом ты всегда должен найти настроение для какого-то произведения, с которым должен выйти на сцену. В жизни бывают разные ситуации, но, несмотря на них, ты должен выйти на сцену в своем образе, имидже и с нужным настроением. Для любого артиста это самое важное в жизни – забыть о каких-то проблемах и сделать свою работу как положено.

– Умеете ли вы играть на каком-либо музыкальном инструменте?

– Я владею гитарой. Играть научился самостоятельно еще до работы в филармонии. Это было в армии. Я служил далеко, на островной части северной границы в Белом море. Наша часть была боевой, у нас нередко случались и боевые тревоги. Времени заниматься гитарой практически не было, но, если выдавалась свободная минута, все обязательно уделяли внимание своим хобби. Сами делали концерты. Все эти годы я вспоминаю с большим удовольствием.

Прочный фундамент

– Помогает ли вам сейчас опыт работы в органах внутренних дел?

– Конечно. Помогает, пожалуй, в психологии отношений между людьми. Когда работаешь в органах внутренних дел, доводится общаться с разными категориями людей, и всегда нужно находить точки соприкосновения, общие интересы. За годы службы я научился контактировать с людьми, и этот опыт использую до сих пор. Это мне очень помогает. Я сразу вижу, какой тип личности передо мной, так мне проще найти с человеком общий язык. Артисты – творческие люди, у каждого свой характер, и здесь главное – понимать друг друга. Важно чувствовать, когда человек устал, когда немного раздражен, знать, каким образом сгладить конфликтную ситуацию. Человеческие отношения сложны, поэтому та психологическая школа, которую я прошел в профессиональном плане, очень помогает мне и в жизни.

– Любая работа дает определенную нагрузку. Если сравнивать рабочий график в филармонии и правоохранительных органах, где вам было проще?

– Многие ветераны органов внутренних дел, когда уходят на пенсию, отмечают, насколько легче работать в гражданских структурах. Такая работа действительно проще, потому что в ОВД ты занят в течение всех суток, тебя могут в любой момент вызвать на работу. При этом всегда есть ночные и суточные дежурства. Кроме того, имеет место дисциплина и различные физические занятия, к примеру, по стрельбе. В течение всего дня ты чем-то занимаешься. Вся твоя жизнь проецируется на службу. Потому, когда уходишь на пенсию или просто покидаешь органы внутренних дел и устраиваешься в гражданские организации, работать намного легче.

Не скажу, что мне сегодня тяжело работать в филармонии. Единственная трудность для меня – это дорога. Я живу в Ясиноватой. Ежедневные поездки отнимают много времени. Но график у меня щадящий, я не должен обязательно приезжать на работу рано утром. Мы с концертмейстером планируем свою работу, и я приезжаю в зависимости от плана рабочего дня. Конечно, после вечерних концертов мы возвращаемся поздно, но это не составляет для меня большой нагрузки. И это, пожалуй, еще один плюс от опыта, полученного в органах. Мне легче спланировать свою работу, что-то просчитать, потому что я привык к этому на прежней службе. Органы внутренних дел учат тебя быть более организованным, дисциплинированным, помогают в самоорганизации.

Светлана СЛАВЯНСКАЯ.
Фото Валерия ЛУКИЧА и из архива Дмитрия ЧИТАХА

Газета «Донецк Вечерний»

8 ноября 2019 г.