Орган и слово

Ко Дню славянской письменности и культуры, в Год русского языка в Донецкой Народной Республике в Донецкой филармонии была представлена уникальная музыкально-литературная программа «Орган и слово».

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры, торжественно прославляя создателей славянской азбуки и церковнославянского языка, — святых братьев Кирилла и Мефодия.

В этом родственном тандеме Мефодий был замечательным организатором, но творческая фантазия исходила от брата Константина (в монашестве — Кирилла). Кирилл был воодушевлен интернационалистской идеей: просвещения на родном языке заслуживают все народы, потому что все языки равно созданы Богом. Он отстаивал эту идею во многих спорах.

Как гласит предание, выехав в Моравию (исторический район Чехии) в 863 году, Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевёл на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтырь, а также Октоих. Со временем глаголица — первый славянский алфавит — какими-то путями (скорее всего, всё-таки из Болгарии) проникла и на территорию современной России. Во всяком случае, глаголические надписи, хотя и в небольшом количестве, встречаются на Руси вплоть до Великого Новгорода.

Вступительная речь мастера художественного слова Элеоноры Шавло была посвящена не только одной памятной дате,  — в ней говорилось и о роли русского языка, как основного объединяющего фактора для жителей Донбасса. Торжественно и проникновенно прозвучали избранные шедевры русской поэзии: произведения Александра Блока «Россия», Алексея Апухтина «Мир чудесный», Александра Пушкина «Кто видел край…», Гаврилы Державина «Кто ты?», Иосифа Бродского «Сретенье», Бориса Пастернака «Чудо», Генриха Гейне «Люди, слушайте», Николая Ушакова «О, Бах!»

Обладая удивительным вкусом и требовательностью в выборе того или иного произведения, Элеонора Шавло представила публике высокие образцы поэзии, которые стали настоящим украшением этого музыкально-литературного вечера.

В исполнении лауреата республиканских конкурсов Александра Хмарного (орган) прозвучали избранные произведения органной музыки: Фантазия соль-мажор (А. Глазунов), Пассакалия соль-минор (Л. Куперен), Канцона (В. Пеллегрини), Токката (Б. Пасквини), Прелюдия и фуга до-минор (И. С. Бах), Прелюдия соль-минор (Н. Брунс), Прелюдия и фуга ре-мажор (Д. Букстехуде).

Удивительно звучали «Три хоральные прелюдии» (из цикла «Десять хоральных прелюдий») М. Таривердиева, своеобразный разговор композитора с Богом.

Финальным аккордом программы стало бессмертное творение И. С. Баха «Токката и фуга ре-минор», которую ждали все почитатели органной музыки. Это произведение занимает особенное место в органной классике. Оно настолько отличается от всего творческого  наследия Баха, что многие эксперты оспаривают его авторскую принадлежность. Тем не менее, «Токката и фуга ре-минор» является самым известным опусом Баха, включена во все каталоги его сочинений, включая последнее издание произведений Баха — Neue Bach-Ausgabe. Ценители органной музыки считают его вершиной композиторского искусства за необычный рисунок, монументальность, разнообразие виртуозных средств и воздействие на слушателя. В ряде изданий это произведение называют Magnum opus (лат. великая работа) Иоганна Себастьяна Баха. На данный момент именно «Токката и фуга ре-минор» является одним из самых исполняемых в мире классических произведений. Органисту Александру Хмарному удалось передать драматический накал опуса, его мощь и глубину.

Концерт «Орган и слово» прошёл с аншлагом. Слушатели получили прекрасную возможность насладиться звучанием великого русского слова и шедеврами органной музыки.

comments powered by HyperComments