Говоря о столице шахтерского края, нельзя не упомянуть о том, что наш город всегда считался джазовым центром в СССР наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Донецк даже называют «Новым джазовым Орлеаном». Это выражение лишний раз подчеркивает статус города, потому что именно в Новом Орлеане в США зародился этот жанр.
Джазовая культура возникла в Донецке в 50х годах прошлого века. В 1949 году по указанию Сталина знаменитому джаз-оркестру Олега Лундстрема разрешили вернуться в Советский Союз из Шанхая. Стоит отметить, что руководство СССР к джазу относилось предвзято: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Тем не менее, существовали эстрадные оркестры, которые, по сути, играли джаз, однако в силу идеологического «пресса» именно джазовыми не назывались Один из музыкантов именитого коллектива Лундстрема Николай Ивановиче Кормушин чудесным образом оказался в Сталино*, где и остался. Золотая (в прямом и переносном смысле) труба Кормушина, его искусство владения этим инструментом, произвели самое серьезное впечатление на местных музыкантов.
После смерти вождя давление на джаз ослабло, хотя его все еще официально не разрешали.
В авангарде джазовой культуры в 50-х годах были студенты трех донецких вузов: индустриальный институт (он же ДПИ, а сейчас Донецкий национальный технический университет), Донецкий медицинский институт и торговый. Побывать на студенческом вечере было вершиной желания любого «продвинутого» молодого человека. Во всех вузах нашего города джаз-оркестры собирали полные залы.
Для обхода цензуры и зоркого глаза худсовета прибегали к разного рода хитростям. На плакатах студенческих вечеров в мединституте, например, вместо Стена Кэнтона автором значился Степан Ковтун, а вместо Каунта Бэйси – Константин Бесов, вместо Г. Миллера – Ю. Саульский, В. Людвиковский или кто-либо из советских композиторов. Кое-кто догадывался об ошибках в программе, а некоторые удивлялись такой хорошей музыке, почти американской. Также в программе джазового концерта обязательно стояла «Кантата о Ленине». Поскольку худсовет музыку не слушал, а только лишь утверждал напечатанную программку концерта, джаз легально продолжал покорять Донецк
Стоит также отметить и роль нашей филармонии в джазовом движении Донбасса. Концерт Александра Цфасмана с его «Рапсодией в стиле блюз» проводился именно в нашем Концертном зале, равно как и выступление Эдди Рознера с его «Караваном», которое транслировалось по радио и через громкоговорители города.
Организатором же первого донецкого джаз-клуба в 1967 году и первого джаз-фестиваля в 1969 году был Виктор Дубильер. Он оставил заметный след в истории города и донецкого джаза. Дубильер активно развивал эту музыкальную культуру, собирал коллекцию пластинок (у него всегда были самые новые записи популярных композиций), проводил творческие вечера и налаживал нужные связи с музыкантами со всего Союза и зарубежья.
Первый фестиваль джаза под названием «Донбасс-100» прошел в Донецке в 1969 году и был приурочен к празднованию 100 лет со дня основания нашего города. Последующие фестивали назывались соответственно «Донбасс-101,102…» и так далее. Некоторые западные издания опубликовали материал о фестивале «Донбасс-108». Журналисты, полагая, что в советском Донецке проводится уже 108 ежегодный фестиваль джаза, всерьез подняли тему о том, чтобы занести наш город в книгу рекордов Гиннеса**
Наш город славен такими именами, как Станислав Лавриненко, Валерий Колесников, Владимир Денежный, Анатолий Лозовский, Александр Фаерман и многие другие…
Донецк и сегодня продолжает сохранять звание джазовой столицы, а Донецкая государственная академическая филармония переняла эстафету в организации всех громких событий в мире этой поистине великолепной элитарной музыкальной культуры. Мы не только сохранили достижения целой плеяды талантливых и ярких музыкантов, но и всячески способствуем тому, чтобы огонь джаза разгорелся еще больше.
В 2017 году в стенах Донецкой филармонии с успехом прошел очередной уже восьмой по счету Международный фестиваль «Джаз-форум», на котором традиционно выступили лучшие джазмены и джаз-бенды не только со всей Республики, но и Мира. Музыканты филармонии на протяжении всего юбилейного 85-ого концертного сезона не переставали радовать дончан и гостей города абонементной программой «Джазовые пятницы», в которой звучали лучшие композиции и джазовые стандарты популярных исполнителей.
И вот теперь – Донецкому джаз-клубу 50 лет! Но, как и раньше, зал филармонии полон, в глазах музыкантов и слушателей все та же искра, и руки тянуться к музыкальному инструменту, чтобы извлечь любимый ритм и любимую мелодию…
Перед концертом возле центрального входа играл дуэт «Донбасс-арена».
16 июня 2017 года в 17:00 в Концертном зале состоялся грандиозный концерт, посвященный 50-летию Донецкого джаз-клуба. Легенды донецкого джаза, знаменитые и молодые развивающиеся коллективы, а также путешествие в историю донецкого джаза – все это ждало дончан и гостей города.
В начале концерта прозвучало аудиопоздравление от «отца-основателя» Донецкого Джаз-клуба Виктора Дубильера.
На втором этаже также разместились две выставки. На первой было представлено творчество знаменитого художника Донбасса Равиля Акмаева, который часто рисовал афиши для фестивалей джаза. Вторая выставка рассказывала о творческом пути и успехе нашего земляка одного из самых выдающихся джазменов СССР — Валерии Колесникове.
* В 1964 году Сталино переименовали в Донецк
** Написано на основании материалов: http://fromdonetsk.net/v-dzhaze-tolko-dedushki-ili-neskolko-slov-k-istorii-donetskogo-dzhaza.html; http://fromdonetsk.net/kak-dubiler-nachinal-donetskii-dzhazovyi-festival.html
Программа концерта:
Концертный оркестр духовых инструментов под управлением Михаила Мартыненко
Вокал – Алёна Писаренко и Азиза Давла
-
К. Портер. It’s all right with me
-
Р. Чарльз. Georgia on my mind
-
Б. Рич. Dancing man
Дуэт Анатолия Лозовского и Владимира Денежного
Ударные – Алексей Азархин
-
Л. Бонфа. Samba
-
В. Янг. My foolish heart
Ансамбль «Септет-джаз» под управлением Александра Куслина в составе: Константин Полищук (саксофоны), Алексей Глущенко (ударные), Данил Милка (бас-гитара), Михаил Халяпин (саксофон-альт), Николай Звягинцев (рояль), Алиса Черкасова (вокал), Александр Куслин (тромбон)
Ансамбль Антона Ткачёва в составе: Александр Макаров (труба), Алёна Писаренко (вокал), Николай Звягинцев (рояль), Илья Кравчук (бас-гитара), Алексей Азархин (ударные), Антон Ткачёв (тенор-саксофон)
-
-
А. Ткачёв. Expectation
-
К. Бэррон. Spiral
-
Джаз-трио Николая Звягинцева в составе: Эдуард Крутась (бас-гитара), Алексей Азархин (ударные), Николай Звягинцев (рояль)
-
М. Александер. Exodus
-
М. Камилло. We are three
Джаз-фанк бэнд «Сruise control» в составе: Михаил Мартыненко (клавишные, аранжировка), Эдуард Крутась (бас), Дмитрий Недашковский (гитара), Алексей Азархин (ударные), Александр Макаров (труба), Феликс Мищенко (тромбон), Чарльз Проничкин (саксофон-альт), Дмитрий Байстрюченко (саксофон-тенор), Антон Сердюк (саксофон-баритон) и Азиза Давла (вокал) 1. Э. Кастилло, С. Купка. Soul with a capital «S» 2. Э. Кастилло, С. Купка. You got to funkifize 3. Э. Кастилло, С. Купка. You do the mess Исторический экскурс: Людмила ШЕРШНЁВА Валерий НОВИКОВ Эмиль ФИСТАЛЬ