БЕТХОВЕН ПЛЮС БЕТХОВЕН

В 2020 году всё мировое сообщество отмечает 250-летие со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В субботу, 8 февраля, в Донецкой филармонии состоялся концерт симфонической музыки «БЕТХОВЕН ПЛЮС БЕТХОВЕН», приуроченный к данному событию.

Провела этот великолепный концерт очаровательная ведущая Виктория Степанова. Высказывания, цитаты, интересные факты как о самом композиторе, так и о его музыкальных творениях позволили в полной мере оценить величие и силу таланта Людвига ван Бетховена.

Processed by: Helicon Filter;

«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет… не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворённости…» — говорил Людвиг ван Бетховен.

Композитору удалось не только стать ярким представителем классицизма, но и заложить основу новому течению – романтизму. Многогранное, колоритное, невероятно сильное по эмоциональному восприятию творчество Бетховена уже не вписывалось в классицистскую музыкальную структуру.

В первом отделении симфонического концерта «БЕТХОВЕН ПЛЮС БЕТХОВЕН» Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева под управлением главного дирижёра, заслуженного артиста России Анатолия Оселкова исполнил Симфонию №1 До мажор, оп. 21 в четырёх частях. Сочинение было написано Бетховеном в 30-летнем возрасте, в самое безмятежное время его жизни, и посвящено известному венскому меценату — барону Готфриду ван Свитену.

Processed by: Helicon Filter;

Особенность этого произведения в том, что в нём Бетховен создал очень сильную, акцентированную линию духовых инструментов, что абсолютно нехарактерно для того времени. Выделяется ряд эпизодов, построенных на контрастах духовой и струнной групп.

Каждая часть концерта поражала слушателей необыкновенными решениями и ярким, порой невообразимым созвучием. По мнению Ромена Роллана «Симфония до мажор» – поэма юности, улыбающейся своим мечтам…» И большинство слушателей согласятся с его мнением. В Симфонии №1 чётко проявлены и жанровые традиции, характерные для произведений Моцарта и Гайдна, и новаторские решения, которые в более поздних творениях Бетховена зазвучат в полной мере.

Второе отделение концерта открывало ещё одно знаковое произведение Людвига ван Бетховена — Увертюра к балету «Творения Прометея». По тональности и эмоциональному наполнению произведение созвучно с первой Симфонией. Живая и энергичная музыка остаётся изящной и лёгкой, но в ней уже намечены штрихи героики, характерные для более поздних произведений композитора.

Непрекращающийся поиск новых музыкальных форм подтолкнул Бетховена выделить Увертюру как самостоятельное произведение. Именно Увертюра к балету «Творения Прометея» открыла череду из 11 ярких, выразительных бетховенских увертюр, чья смысловая нагрузка пошла гораздо дальше, чем просто служить вступлением.

В заключении слушателям был представлен Концерт для фортепиано с оркестром №3 до минор в 3-х частях. Совместно с Донецким академическим симфоническим оркестром имени С. С. Прокофьева произведение исполнил специальный гость из Москвы — лауреат множества международных конкурсов, пианист Герман Киткин. Участие в программе московского пианиста стало её настоящим украшением.

Processed by: Helicon Filter;

Третий фортепианный концерт Бетховена приобрёл большую популярность у слушателей ещё при жизни композитора. Произведение написано в минорной тональности, и это неординарное решение для того времени. Однако Бетховен легко рушил установившиеся традиции в стремлении найти особые изобразительные формы и средства. Тональность до минор Бетховен выбирал тогда, когда хотел акцентировать мужественный, героический характер образов и драматичность произведения. Ещё одной отличительной чертой Концерта №3 является концепция, в которой, по словам автора, выражена «поэтическая идея». Для реализации этой идеи очень важна экспрессивная и детализированная партия фортепиано в соло, а также слитность голоса фортепиано с голосом оркестра в диалоговых частях.

Исполнение Германа Киткина произвело большое впечатление на публику. В зале стояла восторженная тишина. Зрители с замиранием сердца следили за виртуозной игрой музыканта, который за достаточно короткий срок, под умелым руководством главного дирижёра Анатолия Оселкова, сумел «слиться» с оркестром.

Processed by: Helicon Filter;

Эмоциональный накал в зале в этот вечер достиг невероятных высот — колоссальная профессиональная отдача музыкантов получила живейший отклик слушателей. Зал, в буквальном смысле, взорвался аплодисментами и не отпускал Германа Киткина со сцены. В качестве подарка донецкой публике пианист исполнил на бис финал Сонаты №17 ре минор Людвига ван Бетховена.

Это был триумф. Триумф на сцене Донецкой филармонии Германа Киткина и великолепной музыки гениального Бетховена. Гром оваций и крики «браво» в очередной раз за этот вечер всколыхнули концертный зал Донецкой филармонии.

За участие в программе московскому музыканту была вручена Благодарность от руководства Донецкой филармонии.

Слушательница Светлана Николаева дала такой отзыв о программе на странице в ВК: «Огромное спасибо за прекрасный концерт, который был сегодня! Это было просто невероятно!» Можно утверждать, что концерт «БЕТХОВЕН ПЛЮС БЕТХОВЕН» оставил у наших слушателей великолепное впечатление.

comments powered by HyperComments