Что не так с современной музыкой?

Музыка – то, что доносится до наших ушей ежедневно, и временами мы становимся лишь непроизвольными слушателями.

Современные трендовые, популярные композиции звучат просто отовсюду, и далеко не все из них хочется слушать. Но те, которые все же пришлись по душе, часто даже неловко кому-то показать из-за противоречивого текста этих песен, или из-за слишком эпатажного исполнителя. Редакция «Донецкого времени» решила пообщаться с экспертами и узнать, что сегодня представляют из себя музыкальные тренды, почему за современную музыку нередко бывает стыдно и стоит ли вслушиваться в текст популярных композиций?

Музыкальный топ

Мы решили взять для анализа композиции, занимающие сегодня лидирующие позиции в российских музыкальных чартах. В этот перечень вошли: Егор Крид с песней «Pussy Boy», Эльдар Джарахов – «Я в моменте», HammAli & Navai с композицией «Птичка», Mekhman – «Копия пиратская», Моргенштерн с песней «Show» и 10AGE с «Пушкой».

Такой список треков мы предоставили заведующему кафедрой русского языка, доктору филологических наук Вячеславу Теркулову и генеральному директору-художественному руководителю Донецкой государственной академической филармонии Александру Парецкому. Специалисты проанализировали текстовую и музыкальную составляющую композиций соответственно.

Вячеслав Теркулов как филолог оценивал тексты трендовой музыки с точки зрения «высокой поэзии». Он рассказал о том, что поэзия бывает разной: «на века» – стихи Пушкина, Блока, Мандельштама и поэзия «здесь и сейчас». Как раз в последнюю категорию Вячеслав Исаевич отнес тексты, которые мы ему предложили, остро раскритиковав при этом поэтические способности рэпера Моргенштерна.

 «Самовлюбленно-самодовольный текст Моргенштерна я назвал бы Стасом Михайловым рэпа. И у одного, и другого – беспомощные тексты:

 

»Все хотят от меня шоу,

Все хотят – я дам им шоу,

Все хотят еще-еще,

Я хочу нулей на счет…»

 

Видно, что человек очень хочет нулей на счет, а кому не хочется? Это банально, глупо, но понятно, поэтому его и слушают пока. Потом это надоест».

Доктор филологических наук также отметил, что темы многих песен избиты и описаны уже многими поэтами до них, причем намного лучше. Изменения, конечно, есть: в ритме, словах, уровне раскрепощенности, но они, по мнению Вячеслава Теркулова, незначительны.

Зачем подросткам эти тексты?

Все же филолог объяснил, почему при таком количестве недостатков треки все же слушают:

«Это музыка подростков и людей более поздних времен, но застывших в своем развитии. Для них даже этот банальный текст – новый мир. Потому что они еще мало жили и мало знают».

Также эксперт посетовал на то, что большинство из предложенных нами текстов рэперов искажают реальную картину мира в глазах молодых людей:

«Жалко, что с этого начинается знакомство с миром: »поэзия» рэперов делает мировосприятие плоскостным, возможно, не всех, просто мне пока не знакомы лучшие образцы. На самом же деле мир – объемен, в нем нет однозначных ответов, которые нам предлагают сегодняшние рэп-исполнители».

Не все так плохо

Но среди предложенных нами композиций Вячеслав Исаевич все же увидел «интересную находку»:

«Вполне неплохо построен образ во фрагменте:

 

»Дождь холодный по щекам:

Наберет воды в стакан,

Но цветок не поливает вовсе…»

 

Хорошая идея: слезы – дождь – вода – цветы. Было бы еще лучше, если бы такие тексты у рэперов встречались чаще».

«Хотя бы музыка не деградирует»

Оценивая музыкальную составляющую, Александр Парецкий был менее категоричен, чем Вячеслав Теркулов. Он отметил, что тенденции, происходящие в музыке сейчас точно нельзя назвать «музыкальной деградацией»:

«Я бы назвал нынешнюю ситуацию эволюцией. Сегодня в музыкальной индустрии много новшеств, так как через видеохостинги и социальные сети современные »творцы» имеют возможность делиться своим творчеством без цензуры. Нередко тренды ютьюба или тик-тока сами по себе весьма качественные с точки зрения аранжировки».

Хотя Александр Александрович разделяет мнение Вячеслава Исаевича по поводу неадекватного текста в композициях Моргенштерна, все же он отметил высокое качество музыкальной составляющей треков рэпера:

«Композиции, исполняемые Моргенштерном, музыкально содержательны, используют в гармонической фактуре черты серьезной музыки, однако визуальная и текстовая подача не выдерживает никакой критики».

«Они ведь даже не вокалисты»

Директор Донецкой филармонии также добавил, что деятельность популярных среди молодежи исполнителей сегодня – это не искусство, а всего лишь коммерция.

«Треки тех же Моргенштерна или Егора Крида нельзя даже назвать вокальными композициями, так как вокала в них нет. Это явно негативная тенденция. Хайперы поняли, что стать рэп или поп-кумиром можно без особых талантов, без музыкального образования и без каких-либо ярко выраженных вокальных данных. Вот мы и получили такой список трендовых композиций».

Более того, он отметил, что в современных треках упростилась мелодическая линия, а в некоторых из них мелодия отсутствует вообще. Однако такие изменения коснулись не только массовой, но и отчасти академической музыки.

Музыкальный эксперт рассказал нам о еще одной особенности популярной музыки. Изначально наше мнение было ошибочным: мы полагали, что музыка «на битах» возникла относительно недавно и поэтому и стала такой популярной среди молодежи, но Александр Александрович поделился с нами другой информацией:

«А как же диско 80-х? А постсоветская поп-музыка 90-х? А Сердючка и «Ленинград»? Четкие ритмы или биты являются основой танцевальности, а танцевальность поп или рэп-композиции – значительный фактор ее популярности. Последняя в свою очередь приносит авторам и исполнителям коммерческий успех. Учитывая современные возможности, компьютерные технологии, повышение качества звукового оборудования, то это становится чуть ли не важнейшей составляющей успеха того или иного музыкального проекта».

С позиции музыканта Парецкий рассказал, почему молодым людям нравится не инструментальная, а «ненастоящая» музыка:

«Дело в новом уровнем доступности современной музыки. При этом я имею ввиду не только и не столько доступность прослушивания и звучание такой музыки отовсюду, но и доступность восприятия: простота и запоминаемость мелодического и ритмического рисунка, эпатаж, в высшей степени ненормативная лексика, издевательское высмеивание общечеловеческих ценностей, вызывающий внешний вид, разговорная и жаргонная лексика в текстах и т.д.».

Пагубные тренды

Оба эксперта сошлись во мнении, что сегодняшняя трендовая музыка пагубно влияет на формирование нравственных устоев и воспитания вкуса у подрастающего поколения. Ведь именно к нему обращена нынешняя рэп и поп-культура.

Александр Парецкий справедливо заметил, что в таком положении не только современная российская музыка. В качестве отрицательно примера он привел популярные группы заката СССР: «Кино», «Сектор Газа», «Красная плесень».

И музыкант, и филолог пришли к выводу, что именно эпатаж и откровенная провокация всегда вызывает интерес особенно молодых людей с размытыми представлениями о реальном мире. Но этот поток трендовой раскрепощенности нужно каким-то образом взять под контроль.

«Безусловно, необходимы какие-то меры не запрета, но ограничения распространения такого контента. В погоне за рейтингами центральные телеканалы допускают в свои эфиры раскрученных блогер-рэперов – это недопустимо.  Хоть так называемые тренды не относятся к искусству, но они так или иначе касаются современной культуры, а значит, требуют вмешательства государства, как регулятора», – заключил Александр Парецкий.

«Донецкое время»

2 августа 2021 г.

Материал подготовила Валерия ХМАРА