«Джаз-форум» — музыка, превращающая жизнь в вечный праздникДонецк продолжает сохранять звание столицы фестивалей искусств. Несмотря на боевые действия на окраинах, экономические трудности и политические перемены, в столице ДНР, в Донецкой государственной академической филармонии, на сцене концертного зала им. Прокофьева в восьмой раз открылся «Джаз-форум» — праздник для тех, кто любит это музыкальное направление, превращающее магией семи нот жизнь в бушующий праздник. В этом году фестиваль совпал и с полувековым юбилеем первого донецкого джаз-клуба, основанного Виктором Дубильером.
В первый день фестиваля зрителей порадовали грандиозным концертом в двух отделениях. Объем программы был такой, что его могло бы хватить и на два дня. Ценители джаза наслаждались почти три часа. В первой части свое мастерство продемонстрировали музыканты из концертного оркестра духовых инструментов донецкой филармонии, который возглавляет художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Мартыненко. Этому коллективу только полгода, но его участники, несмотря на молодой возраст, уже успели зарекомендовать себя перед взыскательной публикой, как мастера зрелого исполнения самой разножанровой музыки. В вечер открытия «Джаз-форума» они показали, что и джазовые хиты им по плечу. Зал рукоплескал оркестру и двум вокалисткам, Алёне Писаренко и Азизе Давла, ставшим настоящим украшением концерта.
Ценители джаза, не пропускающие ни одного специализированного фестиваля, были рады видеть и такого известного джазмена, как пианист Анатолий Лозовский, который выступил в нескольких амплуа, одним из которых стала роль конферансье в паре с генеральным директором филармонии Александром Парецким.
Увлекательным был краткий экскурс в историю развития джаза в Донбассе, проведенный пианистом. Конечно, зрители старшего поколения, заполнившие большую часть зала, знали эти факты, а вот более молодым любителям джаза было интересно узнать, что в Донецке это музыкальное направление стало развиваться благодаря музыканту из джаз-оркестра Олега Лундстрема Николаю Ивановичу Кормушину. Во времена СССР делалось это тихо, с долей хитрости, из-за предвзятого отношения в джазовой культуре. Оркестры, исполнявшие джаз, назывались иначе, чтобы соответствовать царившей в те годы идеологии.
В 50-е годы 20-го века «бациллу» джазовой культуры проглотили студенты сразу трех ВУЗов Донецка. Первый джаз-бэнд появился в 1954-м на базе Донецкого Национального технического университета, который в те годы назывался индустриальным институтом. Опять же, чтобы не нарушать идеологических устоев общества, коллектив назвали студенческим эстрадным оркестром, а его руководителем стал Анатолий Чумак. В 1956-м такой же «эстрадный оркестр» создали будущие медики. Во главе этого джаз-бэнда встал Александр Фаерман. «Музыканты всегда называли его просто – Ароныч», — рассказывает Анатолий Лозовский. Легендарный Ароныч был во главе своего коллектива до начала 90-х. В 1961-м джазовый оркестр появился и в торговом институте. Во главе встал Валерий Рубан.
С интересом слушали зрители и историю о том, как музыканты из студенческих коллективов обходили цензуру, «превращая» американских композиторов в советских. На афишах концертов вместо Стена Кэнтона писали – Степан Ковтун. Каунт Бэйси, лёгким движением пера, превращался в Константина Бесова, Гленн Миллер – в Юрия Саульского. С улыбкой вспоминают сегодня старые любители джаза, как в конце программ концерта обязательно ставили «Кантату о Ленине». Это гарантировало, что худсовет обязательно утвердит напечатанную программу концерта. Ведь представители этого «уважаемого контролирующего органа» никогда не слушали саму музыку.
Примечательна и история о том, как Донецк чуть на попал в книгу рекордов Гиннесса, как столица 108-ми джазовых фестивалей!
— Первый джазовый фестиваль прошёл в Донецке в 1969 году и был приурочен к столетию основания нашего города — рассказывает со сцены восьмого «Джаз-форума» Анатолий Лозовский — назвали его «Донецк-100». Последующие фестивали стали именовать «Донецк-101», «Донецк-102» и так далее, пока дело не дошло до «Донецк-108». Западные журналисты решили, что в городе, расположенном в СССР, при коммунистическом режиме проводится уже 108-й ежегодный фестиваль и всерьез предложили внести его в книгу рекордов Гиннесса.
Таких историй у любителей джаза много и общение конферансье с залом могло длиться долго, однако, разговорный жанр уступил место музыке.
Во втором отделении концерта на сцену вышли долгожданные гости из Москвы – джаз-квартет, возглавляемый легендарным гитаристом Алексеем Кузнецовым.
Алексея Кузнецова можно смело называть выдающимся джазовым музыкантом. И не просто выдающимся, а легендарным. Его профессионализм гармонично сочетается с культурой, артистизмом, неподражаемой утонченностью. В сентябре минувшего года маэстро отметил 75-летний юбилей.
Биография Алексея Алексеевича Кузнецова — такая же яркая и насыщенная, как музыка, которой он посвятил жизнь. Будущий гитарист родился 6 сентября 1941 года в Челябинске, в семье джазового гитариста Алексея Алексеевича Кузнецова-старшего, участника знаменитого коллектива – Государственного Джаза СССР (1938 г). Сначала Кузнецов-младший освоил домру и после окончания московского музыкального училища работал в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР. В 1975-м он перешел в Государственный симфонический оркестр кинематографии. Но джаз всегда занимал особое место в его жизни. Еще в 60-е годы началось сотрудничество маэстро с гитаристом Николаем Громиным. Дуэтом было выпущено два альбома. А первая сольная грамзапись Алексея Кузнецова появилась в сборнике «Джаз-65».
За свою карьеру Алексей Алексеевич играл вместе с такими выдающимися мастерами, как Игорь Бриль, пианист Вагиф Садыхов, виброфонист Леонид Гарин. Вместе в пианистом Леонидом Чижиком Алексей Кузнецов записал сборник мелодий Джорджа Гершвина.
Свой джазовый квартет Алексей Алексеевич создал в 1975-м. Коллектив выступал на фестивале «Джаз-Джембори-79» в Варшаве, а в начале 80-х годов выпустил альбом «Утверждение». Позже вышел сольный альбом Алексея Кузнецова «Голубой коралл».
Маэстро по сей день регулярно проводит мастер-классы, сотрудничает со знаменитыми музыкантами, принимает участие в бесконечном множестве джазовых и блюзовых фестивалей, выступает на телевидении и радио. В своем плотном графике он смог найти время для визита на «Джаз-форум» в Донецк, приехав накануне концерта.
На сцену Алексей Алексеевич вышел вместе со своим квартетом в составе которого великолепный барабанщик Игорь Игнатов, басист-виртуоз Евгений Онищенко и блистательный вокалист Юрий Шихин. За роялем был Анатолий Лозовский. Все вместе они подарили незабываемый вечер зрителям. В зале и на сцене бушевал ураган положительных эмоций. И с этим огромным зарядом позитива зрители покидали филармонию в ожидании новых встреч. А маэстро Кузнецов дал небольшое интервью нашему сайту:
— Джаз давно вошёл в мою жизнь. Я фактически живу с ним. И то, что мы можем дать радость со сцены, а внимание зрителей направлено в нашу сторону – это и есть то самое общение, которое так необходимо в нашей дорогой джазовой музыке. Оно у нас с донецкими зрителями есть и это замечательно.
— В жизни джазового музыканта он управляет музыкой или наступает такой момент, когда музыка начинает управлять им?
— Я бы сформулировал так: музыка достойна проникнуть в нас и управлять нами. Я по себе знаю, что как нормальный человек потребляю джазовую музыку. Она меня держит, переполняет мои чувства, она мне помогает, всё – в ней. Давно известно, что при лечении многих заболеваний используется музыкотерапия и джазовое направление стало неизменной ее частью. Поэтому и я полностью в музыке.
— У людей, только начинающих знакомство с джазом, он ассоциируется с вечным праздником. Так ли это на самом деле?
— Думаю, что да. И сегодняшний концерт как раз подтверждает это. Программа, которую мы сыграли, полна воодушевления, музыкального оптимизма. Слушатель в Донецке прекрасный и сразу чувствует это, отдавая нам посланную позитивную энергию аплодисментами и криками. Ведь хорошая музыка помогает жить, а джазовая музыка прекрасна.
— Вы виртуозно владеете гитарой. Как пал ваш выбор именно на этот инструмент, которому сказано столько эпитетов и что для вас значит ваша гитара?
— В своей семьея гитарист не в первом поколении. На этом инструменте играл мой отец. Для меня моя гитара – часть души. Но сегодня, открою секрет, я играл не на своей гитаре, а на замечательном инструменте, предоставленном мне Донецкой филармонией. Дело в том, что перевозка гитары самолётом стоит столько, сколько билет для пассажира. Мы решили рискнуть и не ошиблись. У вашего гитариста, доверившего мне свой инструмент, замечательная гитара. Мы быстро с ней подружились и всё прошло хорошо.
— В программе сегодняшнего концерта звучала джазовая классика. А как вы относитесь к развитию джаза, приводящему к возникновениюновых разновидностей джаза, в том числе и авангардных?
— Сегодня мы играли мэйнстрим, среднее течение, где есть и блюз. Но я с удовольствием слушаю разную музыку, в том числе классику и эстраду. Люблю инструментальную музыку, когда музыканты играют на необычных инструментах. Это расширяет кругозор и хотелось бы, чтобы у нас были программы, совмещающие разные музыкальные жанры. К развитию любого музыкального направления отношусь только положительно. В джазе сейчас много новых направлений, в том числе и синтезированных. Мне нравится то, что я воспринимаю. Иногда бывают случаи, когда я не совсем понимаю, что играют. Что-то остаётся «за кадром». Но, возможно, придет время и всё это начнет звучать.
— Алексей Алексеевич, последние годы мы традиционно задаем всем гостям нашего города вопрос, не страшно ли было вам ехать в охваченный войной Донбасс?
— Для нашего коллектива Донбасс — первая «горячая точка», где пришлось выступать. Где-то мы рискуем. Но если риск будет оправдан тем, что встреча с друзьями и зрителями доставит нам обоюдною радость, то он не напрасен. Сегодняшний концерт доказал, что наша поездка в Донбасс была просто необходима, как нам, так и любителям джазовой музыки.
Так завершился первый день джазового праздника в Донецке. Впереди еще выступление джазовой группы Анатолия Лозовского, септет-джаза Александра Куслина и выход на сцену нашего гостя из далекой Шотландии, пианиста Питера Сейврайта, для которого этот визит в Донбасс уже второй.
Ольга Стретта
http://delovoydonbass.ru/news/muzyka/dzhaz_forum_muzyka_prevrashchayushchaya_zhizn_v_vechnyy_prazdnik/