Донецкая филармония как кузница звезд эстрады

В январе Донецкая государственная академическая филармония начала праздновать свое 90-летие. Этой круглой дате посвящена выставка «Здесь музыка живет», которая недавно открылась в Донецком республиканском краеведческом музее. Среди множества экспонатов на ней представлены и те, которые свидетельствуют о работе в этом учреждении звезд советской эстрады и рок-музыки – от Ободзинского и Миансаровой до Высоцкого и Градского. В 60–80-е годы прошлого века многие артисты, ставшие в дальнейшем известными, не просто выступали на сцене нашей филармонии, но и были ее штатными сотрудниками. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых из них.

«Авангард» и Антонов

Хронологически первым из популярных в СССР эстрадных коллективов оформился на работу в Донецкую филармонию питерский вокально-инструментальный ансамбль «Авангард», который более известен под своим другим названием «Добры молодцы». Это произошло 3 мая 1966 года. Пригласил музыкантов на работу тогдашний директор филармонии Алексей Омельченко.

Сначала «Авангард» гастролировал по Донецкой области, потом под гастрольным названием ВИА «Юность» стал ездить по всей стране, периодически возвращаясь в базовый город, выступал на радио и телевидении. Но 10 апреля 1967 года музыканты навсегда покинули Донецк и вернулись в Ленинград. А через два года они превратились в «Добрых молодцев» и вступили в период настоящей славы.

Кстати, в составе «Авангарда» тогда работал ставший в дальнейшем очень популярным композитором и исполнителем своих песен Юрий Антонов.

Тухманов и Градский

С лета того же 1966 года в Донецкой филармонии стал числиться ансамбль «Современник», который возглавлял Давид Тухманов, тогда еще мало известный композитор и музыкант, а ныне – народный артист Российской Федерации. Он пригласил в свой коллектив певца и музыканта Александра Градского, который сейчас тоже является народным артистом Российской Федерации. Они проработали у нас почти полтора года. Последнее выступление тогдашнего состава «Современника» состоялось в зале Донецкой филармонии 7 ноября 1967 года, в день 50-летия советской власти. После скандала с администрацией филармонии музыканты написали заявление об уходе. Это произошло из-за конфликта между Давидом Тухмановым и звукорежиссером Юрием Петровым, которые долго не могли поделить аппаратуру.

ТУХМАНОВ

Валерий Ободзинский

С 1967 по 1972 год в штате Донецкой филармонии в качестве солиста-вокалиста работал легендарный певец Валерий Ободзинский, который был в то время мегазвездой. Вместе с эстрадным ансамблем нашей филармонии он дал сотни концертов во многих уголках Советского Союза. Нередко Ободзинский выступал и в городах Донецкой области, в том числе на заводах и шахтах.

Во время работы в нашей филармонии он стал исполнять многие свои шлягеры, в том числе написанные на музыку вышеупомянутого Давида Тухманова, например «Восточную песню» и «Эти глаза напротив». Именно в период работы певца в Донецке, в 1970 году, была записана его первая большая пластинка «Поет Валерий Ободзинский».

Несмотря на свою невероятную популярность, исполнитель был в опале у московских властей и министров культуры. Его критиковали за раскованное поведение на сцене, за «западный» репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики. Видимо, по указке сверху Ободзинского несколько раз «прорабатывали» и на заседаниях художественного совета Донецкой филармонии. Так, на заседании 12 февраля 1969 года некоторые члены худсовета отмечали, что исполнитель заканчивает все свои песни несколько штампованно, на один манер. Директор филармонии Алексей Омельченко так и заявил: «Ободзинским не найдено чувство меры – часто повторяются все приемы во всех песнях. Например, манера петь, опустив голову, отрицательный жест, и потому надоедает. В таких песнях, как «Кабачок Ирэн», и в трилогии Саульского певец явно «пережимает». Излишне много мечется по сцене».

В 2012 году на фасаде Донецкой филармонии была установлена мемориальная доска памяти Валерия Ободзинского.

Тамара Миансарова

А в 2019 году рядом с ней повесили и мемориальную доску в честь тоже чрезвычайно популярной в советские времена эстрадной певицы Тамары Миансаровой, исполнительницы таких шлягеров, как «Черный кот», «Летка-енка», «Пусть всегда будет солнце» и многих других. Она тоже была солисткой-вокалисткой нашей филармонии – с 1968 по 1979 год.

Как и Ободзинский, Миансарова попала в немилость к сильным мира сего в лице руководителей тогдашнего Москонцерта, а может, кого и повыше. В одном из интервью певица рассказывала, что в тот момент на сабантуе после концерта в Донецке директор нашей филармонии – все тот же Алексей Омельченко – предложил ей: «Переходи к нам! Обеспечим зеленый свет, будешь ездить куда захочешь». Она собиралась отсидеться год-другой, а в итоге проработала в Донецке 12 лет. Первый секретарь обкома Владимир Дегтярев выделил ей квартиру.

Однако неоднократно она выступала и перед жителями Донбасса. Также у нас в городе проходили съемки фильма-концерта «Поет Тамара Миансарова».

Звезды как временные работники

Еще одна очень знаменитая в те годы исполнительница шлягеров Майя Кристалинская в апреле 1967 года была принята в штат Донецкой филармонии на временную работу сроком на неделю. Тогда на местах была распространенной практика оформления на работу гастролирующих артистов – чтобы можно было законным образом выплачивать им гонорары за выступления.

Так, в марте 1973 года в штат Донецкой филармонии на временную работу в качестве артиста разговорного жанра был принят легендарный Владимир Высоцкий. Он получал доплату за совмещение игры на гитаре и исполнение песен. Также оформили в штат нескольких артистов Московского театра на Таганке, гастролировавших вместе с ним. За пять дней они дали 25 концертов в нескольких городах Донецкой области и принесли филармонии в тот год наибольшую прибыль от гастролей артистов. Чтобы достойно расплатиться с Высоцким, с ним заключили договор о том, что якобы артист сочинил специально для филармонии 18 песен и передал их по акту «для дальнейшего использования их в программе вновь созданного эстрадного коллектива». Высоцкий был приглашен в Донецк по инициативе директора филармонии Ивана Бадаянца.

Таким же образом наша филармония оформляла на временную работу многих приезжавших к нам на гастроли известных артистов: Муслима Магомаева, Николая Гнатюка, Михаила Шуфутинского, Спартака Мишулина, Зиновия Высоковского и др.

Другие артисты

В 1970–1980-е годы какое-то время в Донецкой филармонии работали на постоянной основе группа «Диалог» Кима Брейтбурга и вокально-эксцентрический квартет «4-Ю», участвовавший во многих популярных телепередачах центрального телевидения.

А еще в конце 1980-х годов в Донецкой филармонии работали музыканты Вадим Пташинский и Олег Берг, а также две артистки – Алла Пташинская и Яна Михайловская. По словам последней, «из-за наших неординарных взглядов на музыку администрация филармонии через пару лет начала точить зуб на нашу команду». Поэтому они уволились и перешли во Дворец молодежи «Юность», а в начале 1990-х отправились покорят Москву, где создали эпатажный дуэт «Полиция нравов». Девушки, взявшие сценические имена Фрида и Ангел, побрились наголо и стали выступать в облегающих сексуальных костюмах. Потом Ангела сменила Джина, которая тоже работала в Донецкой филармонии. Но их эпатажный образ не очень долго пользовался популярностью. Через несколько лет команда распалась, и Фрида занялась сольной карьерой, а также стала работать хореографом и постановщиком шоу новых молодых коллективов.

Источник: https://vsednr.ru/doneckaya-filarmoniya-kak-kuznica-zvezd-estrady/