МАШИНА ВРЕМЕНИ В ДОНЕЦКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Культурный шок – так можно выразить общее впечатление от того спектакля барочной культуры, которое Донецку недавно подарили артисты из Санкт-Петербурга – ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой», приехавшие в столицу Республики уже в четвертый раз, начиная с 2016 года. В этот раз они привезли с собой барочный балет «Анджелино».

Для тех, кто, возможно, не знает: барокко – это стиль европейской культуры, преобладавший в искусстве в XVII–XVIII столетиях. Ему свойственны вычурность, особенно в изобразительном искусстве, богатство убранства и нарядов, пышность и цветистость. С другой стороны, барокко – очаровательная эпоха расцвета разных искусств, символизм коих тонок и прекрасен. Чтобы читатель мог зримо представить себе этот стиль, достаточно вспомнить, например, фонтан «Самсон» в Петергофе, Андреевскую церковь в Киеве, да и в облике донецкого храма Петра и Февронии, что на Ленинском проспекте, тоже немало барочных черт.

Теперь – почему именно шок. Потому что то, что делает руководитель ансамбля, он же первая скрипка, Андрей Решетин (поклонники Гребенщикова могут припомнить его в составе «Аквариума», кстати, да-да), альт Андрей Пинюгин и Ирина Шнеерова, клавесин, можно отнести к искусству реставраторов. Да, именно так, на глазах зрителей Донецкой республиканской филармонии им. Прокофьева, совершалось чудо оживления старинной культуры. Произведения забытых и полузабытых композиторов позднего европейского Средневековья исполняются «Солистами Екатерины Великой» с таким тщанием и музыкальными подробностями, словно в зале сама матушка государыня Екатерина Петровна присутствует и дарит благосклонным взором. А балет той эпохи в исполнении «Анджелино»? Вот честно, было такое впечатление, что сработала машина времени и мы, весь большой зал филармонии, перенеслись куда-нибудь. Скажем, в Северную Италию или на берега Луары и Рейна века осьмнадцатого. Как они это делают – загадка. Остается только внимать, раскрыв рты от удивления.

Отдельный поклон барочному актеру Даниле Ведерникову. Сей достойный муж изучал свое искусство чтения и движения на сцене во Франции. Когда мы смотрим на него, видим реального чтеца эпохи Людовика XIV и его наследников. Старофранцузский Ведерникова кажется невозможно естественным, движения – скупы, но вычурны, заучены до миллиметра. Ничего лишнего в фонтане излишеств. Да, это барокко. Потому и шок, что машина времени. Кабы не было такого имени в музыке, ей-богу, впору Решетину с компаний было взять его.

Олег Измайлов

Газета «Донецк вечерний» №15 (181)