
Министерство культуры РФ намерено оказать поддержку проведению в Донецке фестивалей «Прокофьевская весна» и «Звезды мирового балета». Об этом ДАН со ссылкой на пресс-службу ведомства Ольги Любимовой сообщило 7 января, но только на этой неделе появились первые подробности «перезагрузки» знаковых донбасских культурных событий.
В «Донбасс Опере» корреспонденту «МК» пока смогли только подтвердить намерение возродить фестиваль:
— Наш театр хочет возродить Международный фестиваль балетного искусства «Звёзды мирового балета» при участии представителей стран СНГ. Это крупный проект с Министерством культуры ДНР, Минкультуры России и Росконцертом. Но о его проведении можно говорить только после того, как мы откроемся для зрителей.
На этом этапе театралы воздерживаются от подробных и обнадеживающих комментариев. И это понятно: здание «Донбасс Оперы» постоянно оказывается под ударами ВСУ. И достаточно долго пребывает в «законсервированном» состоянии.
Но стоит «расконсервироваться» – и былую славу вернуть не сложно, да, в прошлом фест был международным, но из «гвоздей», кто выходил на сцену в Донецке, называются Анастасия Волочкова, Шоко Накамура и Николай Цискаридзе. Как минимум Цискаридзе в ближайшем будущем зрители Донбасса увидеть вполне могли бы. Главное – дождаться продолжительного «затишья».
Донецкая филармония, где с 1984 года проводилась «Прокофьевская весна» в честь великого земляка, также была вынуждена с февраля 2022-го года временно закрыть Концертный зал имени Прокофьева.
«Мы ни разу деятельность не ставили на паузу за 9 лет», — заверил директор филармонии Александр Парецкий, но речь о выездной работе в относительно безопасных районах республики, в госпиталях, военных частях и гастролях в Россию. Использовать здание в центре мегаполиса как базу фестиваля филармония также не может.
Как бы там ни было, к «Прокофьевской весне» подготовка идет, но перспективы пока туманны.
«Сегодня состоялась моя встреча с генеральным директором Московской государственной академической филармонии, президентом Союза концертных организаций России Алексеем Шалашовым», — сообщил нашему изданию 19 января по пути в Донецк Парецкий.
Он уточнил, что в эти дни в Москве проходит конкурс вокалистов Хиблы Герзмавы. Алексей Алексеевич занят в работе жюри, но, тем не менее, нашел время для переговоров:
— Он хорошо владеет ситуацией в Донбассе и в нашей филармонии. Мы поддерживаем связь уже больше пяти лет, принимаем участие в съездах СКОР, Московская филармония регулярно направляла к нам своих солистов и дирижёров, в прошлом году были запланированы концерты легендарного пианиста Николая Луганского… Но в силу боевых действий приезд московских артистов в Донецк невозможен.
На состоявшейся встрече стороны наметили точки взаимодействия и обозначили направления, в которых столичная филармония сможет помочь донецким коллегам. Если кратко, то это организация гастрольного тура Академического симфонического оркестра имени Прокофьева по российским городам и предоставление Московской филармонией сцены для выступлений дончан. «Прокофьевская весна» также упоминалась, не понятно, в каком формате она может пройти. Возможно, как тур под эгидой Всероссийского филармонического сезона. Или – как выездной фестиваль.
В завершение мы спросили у Парецкого, знают ли российские ценители классической музыки, что получивший мировое признание композитор – выходец из Донецкого региона:
— Думаю, в большинстве своём они не отождествляют Прокофьева с Донбассом. Более того, как правило, удивляются, что композитор родом из наших широт. И здесь уже наша святая миссия сохранить на его родине музыкальный мир, который был создан за многие десятилетия, со своими традициями и особенностями.