ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. ПЕСНИ ДЛЯ ДОНЕЦКА

 

Легендарный советский актер и исполнитель Владимир Высоцкий в 1973 году написал 18 песен для Донецкой филармонии. Благодаря изысканиям в фондах государственного архива Донецкой Народной Республики и архиве Донецкой государственной академической филармонии удалось обнаружить неизвестные ранее подробности творческой поездки Владимира Семеновича Высоцкого по Донецкой области весной 1973 года.

Три поездки в Донецкую область

Об этих поездках в Донецкую область советского барда, актера не упоминалось в областной прессе. Всем известно, что тогда официальная власть не жаловала этого исполнителя. Хотя даже самые высокопоставленные чиновники почти подпольно слушали его песни. Поэтому на всех выступлениях Владимира Высоцкого в Донбассе яблоку негде было упасть. Народная молва была прекрасной рекламой для людей самых разных профессий – все они хотели вживую увидеть и услышать человека, чьи песни в эпоху так называемого советского застоя стали символами искренности и правды.

Владимир Семенович трижды приезжал в нашу область. И это уже не является какой-либо тайной. Об этом есть много воспоминаний живых свидетелей его выступлений в Донецкой области. Выходец из бывшего Советского Союза Марк Цыбульский, ныне живущий в США, в своих статьях, к примеру, довольно точно и последовательно собрал вместе разные сведения о пребывании легендарного советского певца и актера в нашем регионе.

Первая поездка Высоцкого в Донецкую область состоялась в августе 1970 года. В следующий раз это случилось весной 1973 года, и это была уже инициатива легендарного для Донецкой областной филармонии директора Ивана Петровича Бадаянца. Практической работой по организации гастролей занимался заместитель директора филармонии Леонид Мордущенко, о чем он с удовольствием вспоминал через много лет: «В начале 1973 года я поехал в Москву с определенной целью: встретится с Высоцким и уговорить его приехать в Донецк, чтобы дать несколько концертов. Горел план по Донецкой областной филармонии, а Высоцкий был тем человеком, который мог здорово помочь в деле его спасения. Через отца актера  Бориса Хмельницкого, работавшего администратором в театре-студии киноактера, я вышел на Владимира Высоцкого, и он согласился поехать в Донецк, но не с сольными концертами, так как не имел на это соответствующего разрешения, а с некоторыми актерами своего театра и от имени Московского театра на Таганке.

Что касается Юрия Любимова, то в его адрес было составлено конфиденциальное письмо о том, что актер Владимир Семенович Высоцкий с такого-то по такое-то число находится в Донецке, где вместе с актерами Театра на Таганке работает от имени театра.

… Владимир Высоцкий написал заявление о приеме на работу в Донецкую филармонию. Для чего это делалось? Это давало возможность покупать у него права на некоторые песни, а Владимиру Высоцкому – получать большие гонорары. При оформлении на временную работу в Донецкую областную филармонию в 1973 году, кроме Высоцкого, заявления также написали Борис Хмельницкий, Зинаида Славина, Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев и Алла Демидова…».

15 марта 1973 года со сцены Донецкого музыкально-драматического театра Владимир Семенович Высоцкий прощался с нашим регионом. Каким-то непостижимым образом сохранилась звукозапись того выступления легендарного барда, которое он начал с песни «Прощание с горами». Помните те знаменитые строчки?

В суету городов и в потоки машин

         Возвращаемся мы – просто некуда деться! –

         И спускаемся вниз с покоренных вершин,

         Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце…

         Далее Высоцкий обратился к дончанам с такими словами: «Я прошу простить за такое печальное начало… Но песня называется «Прощание с горами», это может быть прощание с городом, прощание с людьми. Вот я думаю, что это просто вместо прощания с вами я сегодня начал с этой песни. Но вы не волнуйтесь, я вам подниму настроение обязательно, это я вам обещаю (смеется) сегодня. Ну просто так немного печально, что последнее выступление, и правда – вот уже последние минуты. Мы действительно все-таки много выступали здесь: четыре дня. По несколько раз, и поэтому мы уже привыкли к вам. Вот говорят: ну вот, вы едете в Донецк, там вас никто не знает. Это все, оказывается, ерунда. Мы видим ваши заинтересованные лица, ваши глаза и видим, что искусство нашего театра интересует здесь людей, и то, что мы делаем, интересует, и поэтому, правда, расставаться печально. Я думаю, что это первая встреча, — первый блин всегда комом. Но у нас этот ком довольно вкусным получился, во всяком случае, для нас».

В последний, третий раз Владимир Высоцкий приехал в тогдашнюю Донецкую область в мае 1977 года. Однако это уже другая история, а сегодня расскажем широкой общественности некоторые неизвестные подробности поездки к нам Владимира Семеновича в марте 1973 года.

Строгий выговор за Высоцкого

В том году именно выступления артистов Московского театра на Таганке во главе с Владимиром Высоцким принесли Донецкой областной филармонии наибольшую прибыль из всего списка приглашенных тогда звезд советской эстрады. Этот факт документально подтвержден в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету нашей филармонии. В документе приведены конкретные цифры. Так, шесть концертов Иосифа Кобзона принесли прибыль в 6,1 тысяч рублей, десять выступлений Юрия Тимошенко и Ефима Березина (Тарапуньки и Штепселя) добавили в кассу Донецкой филармонии прибыль в 10,7 тысяч рублей. Цыганский театр «Ромэн» выступил в 1973 году в Донецкой области с 27 концертами и дал прибыль в 11 тыс. рублей. Лев Лещенко дал в нашем регионе тогда 20 концертов, принеся прибыль в 29,3 тысячи рублей. А артисты Московского театра на Таганке сделали 25 концертов и дали прибыль в 38 тысяч полновесных тогда советских рублей.

Однако эти денежки бухгалтера подсчитали в конце 1973 года, а в июле за организацию концертов с участием Высоцкого, вернее за плату авторского гонорара Владимиру Семеновичу, тогдашний директор Донецкой областной филармонии Иван Петрович Бадаянц получил… строгий выговор от начальника областного управления культуры Виктории Олейниковой.

Проверкой, проведенной областным управлением культуры, вскрыты серьезные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности филармонии…» — так начинается этот официальный приказ от 2 июля 1973 года. Далее из текста мы узнаем, что директор филармонии и бухгалтер этого учреждения культуры «допускает нарушения существующих инструкций и положений в проведении счетов с эстрадными коллективами, приглашенными работать на фонды филармонии». Затем основной темой этого документа стали расчеты с Владимиром Высоцким за его песни. «Авторское вознаграждение В. С. Высоцкому было начислено по максимальным ставкам… (сто рублей за каждый текст и 150 рублей за музыку к нему). Всего за 18 произведений В. С. Высоцкому было начислено 4 350 рублей, удержан подоходный налог – 552 рубля 65 копеек, выплачено 3796 рублей 35 копеек…» — такие точные цифры записаны в приказе начальника областного управления культуры.

Дальше было уже не очень интересно – речь шла о том, что деньги певцу были выплачены прямо из кассы филармонии по расходному ордену № 234 от 15 марта 1973 года, что тогда было нарушением. Так или иначе, но директору Донецкой областной филармонии Бадаянцу за все это был объявлен строгий выговор с предупреждением.

Песни для Донецка

В этом приказе заинтересовало точное число: 18 произведений Владимира Высоцкого. Из этого документа мы теперь точно узнаем, как оно образовалось и что скрывает за собой. Снова вчитываемся в теперь уже архивный документ, и выясняется следующее: «… в марте 1973 года в городе Донецке по приглашению руководства филармонии гастролировала группа артистов Московского театра на Таганке с участием В. С. Высоцкого, которой за пять дней проведено 22 концерта. (Напомним, что в конце года в бухгалтерском отчете филармонии было записано 25 концертов. – Прим. автора). По указанию И. П. Бадаянца редактор концертного отдела филармонии т. Т. В. Белозерова 12 марта 1973 года заключила договор с В. С. Высоцким на написание 18 песен (тексты и музыка к ним), и 15 марта 1973 года указанные 18 песен (тексты и музыка к ним), и 15 марта 1973 года указанные 18 песен были приняты Т. В. Белозеровой от В. С. Высоцкого по акту и переданы библиотеке филармонии для дальнейшего использования их в программе вновь созданного эстрадного коллектива».

Вот так поворот! Получается, что уже документально подтвержден факт (ранее об этом говорили только старожилы филармонии) написания Высоцким песен специально для Донецкой областной филармонии. Понятно, уже с высоты сегодняшнего времени допускается то обстоятельство, что эти произведения легендарной личностью всего Советского Союза были написаны ранее, до концертов в Донецкой области. И передал 18 песен Владимир Семенович сотруднице нашей филармонии для того, чтобы каким-либо образом официально получить гонорар за свои выступления в нашей области. И все же – песни Высоцкого для Донецка!

В фондах Госархива ДНР документов по этому поводу, увы, больше не сохранилось. Поэтому в поисках 18 песен Высоцкого отправились в Донецкую государственную академическую филармонию. И вот что из этого вышло…

В поисках песен

Нынешний генеральный директор Донецкой госудраственной академической филармонии Александр Парецкий очень заинтересовался всей этой добытой информацией и познакомил автора с начальником отдела кадров Людмилой Бридько. Она пообещала оказать содействие и посмотреть архивные документы. После их просмотра, увы, наступило первое разочарование! Тексты песен Владимира Высоцкого и ноты к ним не были обнаружены.

Зато удалось документально подтвердить факт приема на временную работу в Донецкую областную филармонию в марте 1973 года нескольких артистов Московского театра на Таганке во главе с Владимиром Семеновичем. Причем, как оказалось, Аллы Демидовой среди них не было. «П.2. Зачислить на временную работу с 12 по 16 марта 1973 года в качестве артиста разговорного жанра т. В. С. Высоцкого с оплатой по первой категории 160 рублей. Оплачивать т. В. С. Высоцкому за совмещение инструмента (гитара — 25%) и за исполнение вокала 25% от разовой ставки по второй низшей категории…» — говорится в приказе № 51/К по Донецкой областной филармонии от 12 марта 1973 года. Иван Бадаянц тогда этим приказом принял на временную работу в одно из ведущих культурных учреждений Донбасса и товарищей Высоцкого в качестве артистов разговорного жанра: Бориса Хмельницкого (за совмещение инструмента (фортепиано) — 25% и столько же за исполнение соло); Зинаиду Славину (за совмещение инструмента (гитара) — 25% и 25% за исполнение вокала); Анатолия Васильева (25% — за гитару и 25% — за исполнение вокала); Виталия Шаповалова (25% — за гитару и 25% — за исполнение соло от разовой ставки по второй низшей категории). Вот такой факт! Даже нашлись собственноручно написанные заявления о приеме на работу в Донецкую областную филармонию нескольких артистов Театра на Таганке: Славиной, Васильева и Шаповалова. Увы… не оказалось здесь заявлений от Владимира Высоцкого и Бориса Хмельницкого. Почему это произошло? За давностью лет и учитывая прошедшие «лихие» 90-е годы прошлого столетия, времена независимой Украины, когда на культуру властьимущие обращали очень мало внимания, могло случиться все! Однако…

Зато по архивным документам Донецкой государственной академической филармонии удалось узнать, что в советское время в ее составе (пусть даже иногда и на временной работе) трудились очень много мэтров советской эстрады, театральных подмостков. Имена Валерия Ободзинского и Тамары Миансаровой известны дончанам, но у нас в филармонии также работали Александр Градский, Николай Гнатюк, Михаил Шифутинский. В январе 1973 года, в год, когда в Донецкую область приезжал Владимир Высоцкий, на временную работу в филармонии были приняты и партнеры по знаменитой тогда в СССР юмористической передаче Центрального телевидения Советского Союза «Кабачок «13 стульев» Спартак Мишулин и Зиновий Высоковский.

А по поводу  ненайденных песен Высоцкого… Быть может, кому-то из других исследователей и улыбнется когда-нибудь удача.

автор — Анатолий Жаров.

Информация взята с сайта http://dnr-news.com/pressa/34680-vyshel-45-y-nomer-gazety-doneckoe-vremya.html

comments powered by HyperComments