Любите ли Вы музыку Брамса?

В Донецком художественном музее 13 марта в исполнении коллектива Донецкой филармонии «Донбасс-квартет» (руководитель — заслуженный артист Украины Владимир Гамарь), дипломанта международных конкурсов Елены Трофименко (рояль), лауреата международных конкурсов Элоны Коржевич (сопрано) прозвучали произведения немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса.

В статье «Новые пути», в октябре 1853 года Роберт Шуман писал: «Я знал… и надеялся, что грядёт он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс».

В стенах Республиканского художественного музея звучала музыка Иоганнеса Брамса, оживляя дивные картины и наполняя  атмосферу весенним настроением, аурой любви и озарения. «Любите ли Вы Брамса?» В самом названии программы звучал вопрос, на который сразу нашелся ответ. «Приятно, что вы все с нами, — сказала, обращаясь к слушателям, открывая концерт музыковед, Тамара Соловьёва, и ваше присутствие и любовь к произведениям композитора — это ответ на поставленный вопрос».

Один из главных представителей периода романтизма  написал множество разнообразных произведений, но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах композитор выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы автор находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием». Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах.

В творчестве Брамса сочетаются эмоциональная порывистость романтизма и стройность классицизма, обогащенные философской глубиной барокко и старинной полифонией строгого письма — «обобщается музыкальный опыт половины тысячелетия», по словам венского исследователя его творчества К. Гейрингера, Брамс считал себя наследником Шумана, который незадолго до смерти благословил 20-летнего композитора в своей последней статье «Новые пути», возвестив всей Германии: «Он пришел!» Когда Брамс задумывал свою Первую симфонию, впервые прозвучал (1865) первенец романтизма — Неоконченная Шуберта, и она, как и его последняя, Девятая, нашла отражение в симфоническом творчестве Брамса. Преемственно связаны с открытиями первого романтика и его песни. Не случайны слова композитора: «Народная песня — мой идеал». С 24 лет и до конца жизни он обрабатывал немецкие народные песни, писал на тексты из сборника «Чудесный рог мальчика», собранного поэтами-романтиками А. Арнимом и К. Брентано, на переводы из славянской — чешской, словацкой, моравской, сербской, а также итальянской, шотландской, венгерской народной поэзии.

Картинки по запросу брамс

Проведя половину жизни в Вене, вдохновленный ее неумирающим весельем, танцевальным духом, Брамс создал вокальные квартеты в сопровождении фортепиано в 4 руки «Песни любви» и вальсы для фортепиано, сделал обработки вальсов Шуберта для голоса и оркестра. Музыка Вены, многонациональной Австрии слышна во многих его сочинениях крупной формы, таких как симфонии и концерты. Брамс восхищался творчеством «короля вальсов» Иоганна Штрауса, и когда его попросили оставить автограф на специально предназначенном для этого веере, запечатлел тему знаменитого вальса Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» с припиской: «К сожалению, не Брамса». Но он написал и оставил в наследие свои «Венгерские танцы»! А на фото, подаренном жене Штрауса, Брамс соединил эту тему в контрапункте с мелодией своей Четвертой симфонии.

Картинки по запросу брамс

Но не менее важен для Брамса совершенно иной источник вдохновения — Бах и Гендель, музыка эпохи барокко. Как пианист и дирижер, он исполнял много произведений XVII–XVIII веков, мог сыграть в любое время наизусть любую из 48 фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха, стал известен в Вене своими монументальными Вариациями и фугой на тему Генделя, а на склоне лет заявил: «Два самых важных события в моей жизни — это объединение Германии и завершение издания сочинений Баха». Он нередко использовал старые доклассические формы, наиболее ярко — в потрясающем своим трагизмом финале последней симфонии, цитировал лютеранские хоралы, которые играли столь важную роль в музыке Баха.

Похожее изображение

Кумиром Брамса, как и многих композиторов XIX века, был Бетховен. «Я никогда не напишу симфонии, — в отчаянии сообщал он другу в 40 лет. — Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой шаги гиганта!» Однако написал четыре симфонии, и первую из них известный дирижер Ганс фон Бюлов назвал «Десятой Бетховена». Последующие также сравнивали с бетховенскими: Вторую — с Пасторальной, Третью — с Героической. Так Брамс выступил хранителем традиций — хранителем вечных ценностей.

В программе прозвучали жемчужины жанра: Соната №2  Лада Малафий (скрипка), Елена Трофименко (рояль).

Квартет №3 (2 и 3 часть), 3-й фортепианный концерт (Елена Трофименко), «Венгерские танцы №2, №6 виртуозно исполнил Лауреат Всеукраинского конкурса камерных коллективов и исполнителей «Донбасc-квартет».

Руководитель коллектива — заслуженный артист Украины Владимир Гамарь (1-я скрипка) и талантливые  музыканты —  Ольга Зорькина (2-я скрипка), Жанна Пронина (альт), Станислав Слуцкий (виолончель).

Грустная, задумчивая, глубокая, наполненная любовью, музыка Иоганнеса Брамса ниспадающими водопадами струящегося света проникала в душу.

Солистка Донецкой филармонии Элона Коржевич и талантливая пианистка Елена Трофименко подарили нежную композицию «Как сирень расцветает любовь моя» и «Венгерский танец №1 «Данко».

В исполнении всех участников концерта в завершении программы прозвучала «Колыбельная» — молитва о ребенке и новом светлом дне с пожеланиями всего самого лучшего.

Концерты «Донбасс-квартета» проходят с большим успехом и пользуются популярностью. Каждая программа – изысканное и неповторимое звучание, новая страница в жизни коллектива и новая иллюстрация истории развития камерной музыки.