Оркестр на Бис!

7 июля в Донецкой филармонии торжественно отзвучали фанфары красивейшей программы «Оркестр на бис!» Главный дирижер Владимир Заводиленко и Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева представили яркую премьеру, традиционно закрывая 87-й концертный сезон.
В этот знаменательный день Концертный зал Донецкой филармонии был переполнен слушателями. В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижера Владимира Заводиленко под звуки чудесной музыки оживали монументальные музыкальные полотна.
 
Первое отделение концерта открыла Симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова в 4 частях: «Море и Синдбадов корабль», «Рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде». Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» — от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны. Фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием. Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», прозвучав в исполнении симфонического оркестра, погрузила всех в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными мелодическими интонациями, инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, фантастический музыкальный колорит.
Второе отделение программы открыла сказочная музыка Дж. Россини — увертюра к опере «Золушка». Опера «Золушка» была написана реформатором итальянской оперы — Джоаккино Россини за двадцать четыре дня, исполнение новой оперы состоялось через месяц после создания. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. В исполнении симфонического оркестра прозвучала феерия любви и красоты — увертюра к опере «Золушка».
Смычками волшебных скрипок сама музыка рисовала в воображении художественные картины, увлекательные сюжеты и дивные истории. Увертюра к опере «Итальянка в Алжире» продолжила творчество Дж. Россини, заворожив своей стремительностью, задавая особый темпоритм. «Итальянка в Алжире» — первая крупная опера-буффа Дж. Россини, «высшее достижение жанра буффа» по мнению Стендаля. В исполнении Академического симфонического оркестра в заключительной программе сезона прозвучала одна из лучших опер Россини, сохраняющая популярность по сей день.
В исполнении академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева грандиозно прозвучали «Гебриды» — изумительная концертная увертюра Феликса Мендельсона. Ведущая концерта Татьяна Кусты подробно и интересно рассказала о каждом прозвучавшем произведении и о том, что первая редакция увертюры «Гебриды или Фингалова пещера» была написана композитором после посещения 8 августа 1829 года Фингаловой пещеры на острове Стаффа из группы Внутренних Гебрид возле западного побережья Шотландии. Мендельсон был приглашён в Великобританию в возрасте 20 лет, в ходе путешествия посетил и Шотландию, где им была написана Симфония № 3 («Шотландская»). Из путешествия он отправил родным открытку с первой фразой увертюры, написав: «Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю музыку, которая пришла там в мою голову», — любопытно, что открытка была отправлена за день до посещения Фингаловой пещеры. На тот момент пещера, знаменитая своими базальтовыми колоннами, составляла около 11 м в высоту и более 60 м в глубину, дно которой всегда покрыто водой. Зеленые волны с шумом ударяют о скалы, а пещера — черная, гулкая, с множеством базальтовых колонн — напоминает гигантский орган. Вокруг нее, вблизи и вдали, расстилается безбрежное серое море. В тихую погоду морской прибой рождает мелодичные звуки, а в бурю гром, наполняющий пещеру, разносится на много километров вокруг. Пещера носит имя Фингала (Финна) — легендарного героя кельтского народного эпоса. Его подвиги, по преданию, были воспеты одним из его сыновей, тоже могучим героем и бардом (сказителем) Оссианом, жившим в III веке на юге Ирландии. Песни Оссиана пользовались широкой популярностью в Ирландии и Шотландии, где их пели вплоть до XIX века. Работа композитора над увертюрой продолжалась во время его пребывания в Италии и была закончена 16 декабря 1830 года. В этой дате усматривается особый смысл, поскольку именно в этот день солнце располагается над горизонтом таким образом, что его лучи могут полностью осветить пещеру. Мендельсон переозаглавил увертюру, написав на партитуре «Фингалова пещера», а на оркестровых партиях — «Гебриды». Первое из названий было использовано при премьерном исполнении произведения, которое состоялось 14 мая 1832 года в Лондоне. Создалось впечатление, что все побывали в Фингаловой пещере, услышали ее таинственные звуки и музыку впечатлений Феликса Мендельсона. «Гебриды» — самая яркая из шести увертюр композитора.
 
Очередной подарок симфонического оркестра — «Танцы из Галанты» (Золтан Кодай). Галанта – небольшой город на территории современной Словакии, перестроенный после Второй мировой войны по советскому образцу. Но в конце XIX века, когда по его узким улочкам ходил в школу мальчик по имени Золтан, Галанта был уютным венгерским городком. На улицах часто звучала музыка, как правило – цыганская. Золтан Кодай вспоминал, что первым оркестром, который он слышал, была уличная цыганская капелла, в звуке которой доминировали не столько струнные, сколько духовые инструменты. В возрасте 50 лет Золтан Кодай пишет ряд сочинений, в которых возвращается к своим музыкальным корням. Одно из этих сочинений – «Танцы из Галанты».
Вдохновенно звучал симфонический оркестр и каждая сольная партия волнующей первой скрипки, нежные звуки арфы и флейты, проникновенные звуки гобоя и кларнета, духовых инструментов. Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева и автор программы — главный дирижер Владимир Заводиленко подарили красивейшую музыку на Бис! Финальным аккордом заключительной программы 87-го концертного сезона прозвучал Марш Радецкого, который уже традиционно с огромной радостью и восторгом исполняют вместе оркестр и слушатели под управлением дирижера. Радость, гордость и счастье переполняли сердца! На такой мажорной ноте всеобщего ликования Академический симфонический оркестр под несмолкающие овации, восторженные крики «Браво» и «Спасибо» триумфально завершил неповторимый сезон.
Вот и отзвучал 87-й концертный сезон – еще одна яркая страница в жизни Донецкой филармонии и ее слушателей. Совершенно особенной она стала для одного из главных и старейших коллективов организации – Академического симфонического оркестра имени Сергея Сергеевича Прокофьева. 1 октября – в Международный день музыки артисты оркестра были на высоте и в прямом, и в переносном смыслах! Состоялось грандиозное событие — коллектив исполнил концертную программу на крыше одного из самых высоких зданий Донецка – «Sky City». 18 октября музыканты отметили 85 лет со дня основания оркестра, подарив слушателям незабываемый праздник, торжество музыки! Главный дирижер Владимир Заводиленко и все музыканты оркестра считают своей миссией музыкально-просветительскую деятельность, особенно среди молодежи, популяризацию классической музыки и воспитание высокого эстетического вкуса, представляя слушателям яркие, разноплановые концертные программы, каждый раз удивляя, поражая, радуя и бесконечно вдохновляя прекрасной музыкой!
«Сезон закрыт… Но мы для вас открыты!
Пусть будет настроение чудесным!
И пусть, из нот и слов искусно свита,
Звучит для вас, не умолкая, песня!»
Дорогие друзья, спасибо за то, что были вместе с нами и до новых радостных и музыкальных встреч в новом 88-м концертном сезоне! Ждем вас в Донецкой государственной академической филармонии!
 
comments powered by HyperComments