ВЕЛИКОЛЕПИЕ ГЕРМАНИИ

В субботу, 23 ноября, Концертный зал имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии собрал всех любителей органной музыки, которая прозвучала в программе Александра Хмарного «Великолепие Германии».

Произведения великих немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде, Иоганн Себастьян Бах, Николаус Брунс, Иоганн Мюттель, Иоганн Кребс стали поистине настоящим сокровищем для мира органного искусства, а их исполнение в Донецкой филармонии позволило зрителям в зале услышать голос той эпохи, в которую творили музыкальные гении.

Вступительная речь музыковеда Тамары Соловьёвой о самой Германии и о композиторах, прославивших её, открыла первое отделение концерта. Неудивительно, что именно Германия стала кузницей мастеров органной музыки — в лютеранских церквях, во время богослужения, звучали духовные песнопения — хоральная прелюдия, которая является любимым жанром немецкой органной музыки. Учитывая эту особенность, органную музыку частично можно отнести к церковной, поскольку некоторые композиторы, чья музыка прозвучала в программе, служили органистами при церквях и писали музыку для богослужений.

В мире не существует двух одинаковых органов, поскольку каждый инструмент обычно строится под конкретное помещение, учитывая его особенности и акустику. В самой Германии насчитывается около 50 тысяч органов – цифра весьма внушительная и говорит о любви как к самому инструменту, так и к органной музыке в целом.

Орган, который находится в Донецкой филармонии, имеет долгую и интересную историю. 180 лет назад он был установлен в Петербурге. Позже его перевезли в Москву, но там он пробыл недолго, поскольку не соответствовал особенностям зала, в котором он стоял. А 60 лет назад инструмент был перестроен и получил прописку в Донецкой филармонии. С тех пор органные концерты собирают в Концертном зале имени Сергея Прокофьева огромное количество слушателей. Интерес к программе «Великолепие Германии» также оказался велик.

В первом отделение концерта прозвучали произведения выдающегося органиста, которого боготворил сам Иоганн Себастьян Бах — Дитриха Букстехуде, а также его прославленного ученика Николауса Брунса. Открывали программу «Прелюдия и фуга ре-мажор» и «Чакона до-минор» Букстехуде.

«Фуга» переводится с латинского «убегать» и означает «форму полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой». Органные сочинения Букстехуде – яркий маяк, свет которого так манил многих талантливых композиторов. Каждое произведение Дитриха Букстехуде наделено определённым смыслом, наполнено яркими красками и разными эмоциями: и грусть, и радость, и печаль.

Произведения ученика Букстехуде Николауса Брунса — «Прелюдия соль-мажор», «Прелюдия ми-минор», «Прелюдия и фуга ми-минор», «Прелюдия соль-минор» по красоте звучания и эмоциональной наполненности не уступали произведениям учителя.

Второе отделение было заполнено произведениями таких выдающихся композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, Иоганн Кребс, Иоганн Мюттель. Особое внимание и интерес у зрителей вызвала музыка Альфреда Шнитке «Две маленькие пьесы для органа», которая выбивалась из общего ряда произведений немецких композиторов. Возможно, сказался тот факт, что Альфред Шнитке – наш современник, был немцем только наполовину и жил в век новаторов и реформаторов.

«Токката и фуга ре-минор» Иоганна Себастьяна Баха закрывала концерт — и это неудивительно: торжественная и величественная в звуковом многообразии органная музыка Баха дала возможность исполнителю, Александру Хмарному, продемонстрировать свой яркий талант органиста.

Концертная программа «Великолепие Германии» получилась разнообразной и интересной. Полный зрителей Концертный зал им. С. С. Прокофьева и овации в адрес исполнителя – живое свидетельство того, что интерес к органной музыке не иссякает.

Довольно скоро – 12 декабря — на сцене Донецкой филармонии состоится органный концерт Виктории Гончаровой «Columbia Pictures» не представляет…», который представит современный образ органной музыки. Будут звучать саундтреки из нашумевших кинофильмов и мультфильмов в оригинальных авторских аранжировках для органа.

comments powered by HyperComments