От Баха до Моцарта: признание-забвение-вечность

17-18 век подарил миру целую плеяду ярких и талантливых композиторов, которые навсегда вошли в историю музыкального искусства и пополнили сокровищницу человеческой культуры своими бессмертными произведениями. Их музыка даже несколько столетий спустя волнует души поколений, вызывая лавину эмоций от слез и мурашек до эйфории и волнения. 

28 октября в 16:00 в Донецкой филармонии прошел концерт, который позволил дончанам и гостям города приобщиться к высокому и вечному. В исполнении Академического симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева под управлением заслуженного артиста России Анатолия Оселкова, а также в исполнении солистов филармонии прозвучали произведения Баха, Генделя, Вивальди и Моцарта.

Эти композиторы потрясли музыкальный мир того времени своим талантом, техникой игры, смелыми решениями, однако вскоре были забыты или отвергнуты переменчивой публикой. Тем не менее их музыку слушают и играют поныне.

Донецкая филармония заботится не только о том, чтобы обогатить своих слушателей духовно, но и стремится расширить музыкальный кругозор, познакомить с фактами из жизни выдающихся музыкантов, а также с их творчеством.

Итак, дорогие друзья, Иоган Себастьян Бах…

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Великий композитор Иоганн Себастьян Бах был первым человеком, который успешно соединил и обогатил лучшие итальянские, французские и немецкие музыкальные традиции. Для него также было характерно скрещивание и взаимопроникновение разных жанров. Так, он переложил для органа и клавира скрипичные концерты Вивальди, которые долгое время приписывались его руке. Несмотря на все это, при жизни он был незаслуженно оставлен без внимания современниками. Его биография типична для рядового музыканта того времени и находится в противоречии с его гениальным творчеством, которое признано одной из вершин философской мысли в музыке. После смерти его и вовсе практически забыли. Однако уже в начале 19-го столетия произошло возрождение интереса к произведениям этого композитора.

Бах родился в 1685 году в городе Эйзенах в Германии и принадлежал к роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 веков несколько поколений музыкантов. Его отец был великолепным скрипачом.

К сожалению, судьба распорядилась так, что в десять лет будущий композитор остался сиротой. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Тогда Бах познакомился с творчеством Пахельбеля, Фробергера и других. В 15-летнем возрасте он переезжает в Люнебург, где в 1703 году оканчивает вокальную школу Святого Михаила.

За многие годы Бах сменил несколько мест работы от придворного музыканта и органиста при церквях до капельмейстера и кантора хора. При жизни он в основном получил известность как выдающийся органист. В 1723 году, когда Баху исполнилось тридцать восемь лет, он получил должность в церкви Святого Томаса в Лейпциге. Там он оставался все оставшиеся двадцать семь лет жизни и умер в 1750 году.

Основополагающую роль в формировании искусства Баха сыграла связь с музыкальной культурой протестантского движения, которое развивалось в жанре хора и органа. Все его творческие искания тесно связаны с лютеранской традицией. Только 5 лет из 50-летнего периода творчества композитор уделил светской музыке. Всем его произведениям свойственна атмосфера светлого зала величественного собора, своды которого уходят далеко вверх в небеса и глубоких рассуждений, которые далеки от всего поверхностного и развлекательного.

За свою творческую деятельность Бах написал примерно 300 кантат, 48 фуг и прелюдий, составляющих «Хорошо темперированный клавир», по меньшей мере еще 140 других прелюдий, более 100 композиций для клавесина, 23 концерта, 4 увертюры, 33 сонаты, 5 месс, 3 оратории и большое число других пьес. В целом за свою жизнь Бах создал более 800 серьезных музыкальных произведений!

Для большинства людей, серьезно изучающих музыку, глубина и сложность структуры сочинений Баха более привлекательны, чем простые произведения других композиторов, однако следует отметить, что круг его поклонников не ограничивается небольшой музыкальной элитой, а записи произведений популярны даже среди широкой публики.

А Вы знаете, что Иоганн Кристиан Бах, сын великого Себастьяна Баха подружился с юным Моцартом несмотря на 20-летнию разницу в возрасте?

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)

Георг Фридрих Гендель – выдающийся немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».

Гендель родился в Галле в 1685 году. Поворотным моментом его биографии является случайная встреча с Иоганном Адольфом, который поразился замечательной импровизации, сыгранной Генделем, и уговорил его отца дать ему музыкальное образование. Так Гендель стал учиться у известного органиста и композитора Фридриха Цахау. За три года обучения он научился свободно играть на скрипке, гобое, клавесине и получил основы композиции.

После смерти отца в феврале 1697 года, Гендель оканчивает гимназию. Пять лет спустя поступает на юридический факультет университета в Галле, где вскоре назначается органистом в городском реформатском соборе. Весной 1703 года уже в Гамбурге он становится первым скрипачом в оперном театре. После этого театральная деятельность ложиться в основу творчества композитора. Главным событием биографии Генделя за время жизни в Гамбурге можно считать премьеру его оперы «Альмира» в 1705 году. Опера сразу получила популярность и была сыграна около двадцати раз. В том же году была поставлена вторая опера Генделя, которая выдержала всего три представления. В 1708 году Гендель с успехом ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго». Выступая на публичных музыкальных состязаниях, Гендель также получает признание своего композиторского мастерства, побеждая лучших музыкантов Рима. Композитор путешествует из города в город. Неаполь вдохновляет его на «Агриппину», а Лондон на «Ринальдо». Все оперы сопровождаются неизменным успехом у публики. Карьера композитора взлеатает в Англии, где он с успехом дебютирует в 1713 году с «Те деум» и «Одой ко дню рождения королевы».

В начале 1740-х годов Гендель расстается с оперой, поставив своего последнее произведение в этом жанре — «Деидамия». Гендель начинает сочинять оратории, основываясь главным образом на библейских сюжетах. Он пишет свою знаменитую ораторию «Мессия». Не дожидаясь премьеры «Мессии» в Англии, он внезапно уезжает в Дублин, где дает концерты, а затем ставит «Мессию». Ораторию приняли тепло, и он повторил ее. После Гендель возвратился в Лондон. В 1743 году состоялось первое исполнение его героической оратории «Самсон», которая принадлежит к числу лучших драматических произведений первой половины XVIII века.

В 1744 году он ставит «Семелу», «Иосифа», в 1745 году — «Геркулеса» и «Валтасара». Однако концерты Генделя не имеют успеха, и он оказывается на грани разорения, его физические силы истощаются. В 1751 году у Генделя начинает развиваться слепота. Ему проводят безуспешную операцию глаз, но в 1753 году наступает полная слепота. Композитор умер 14 апреля 1759 года.

Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

«Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…»

Гендель

Антонио Лучо Вивальди (1678-1741)

Антонио Лучо Вивальди — известный итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Композитор в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Антонио Вивальди является автором около 40 опер, 517 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов в сопровождении бассо континуо, множество светских кантат, серенад, симфоний и других церковных произведений. Однако, несмотря на все заслуги, умер Вивальди в полном одиночестве и нищете, совершенно забытый переменчивой публикой.

Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции раньше срока в семь месяцев. От рождения у Антонио был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, он страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Композитор учился у своего отца Джованни Батиста – скрипача капеллы собора Святого Марка в Венеции и, по некоторым источникам у Джованни Легренци. Вивальди рано прославился виртуозной игрой на скрипке. С 1703 преподаватель, позднее дирижер оркестра и руководитель концертов с 1713 также дирижер женской консерватории «Пиета». В его обязанности входило сочинение музыка для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта Вивальди совмещал с духовным саном аббата-минориат, но вскоре был отрешен от этого за «недозволенное» поведение. Однажды, ссылаясь на сильный приступ астмы, прямо во время торжественной мессы Вивальди не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

Композитор очень активно участвовал в театральной жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер (репетировал с труппами, дирижировал спектаклями, нередко выступал в качестве импрессарио). Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы, маскарады, блеск театральных представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий отпечаток в творчестве Вивальди.

Он много ездил с концертами по Европе. В 30х гг. XVIII века композитор покинул Венецию из-за напряженных отношений с клерикальными кругами и переселился в Вену, где после признания и оваций, Вивальди умирал в бедности. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции; изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Началась война за австрийское наследство — Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден, Саксония, где вероятнее всего и сильно заболел. Всеми забытый, больной и без средств существования, он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года, в возрасте 63 лет. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». 28 июля он был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров (могила Вивальди в Вене не сохранилась). Месяц спустя сёстры Маргарита и Жанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

Иоганн Моцарт (1756-1791)

В середине XVIII века в Австрии родился музыкальный гений. Талант этого мальчика проявился очень рано, и вся Европа приходила в восхищение от этой «небесной музыки». Как мы знаем, публика того времени отличалась завидной скоростью на расправу над людьми, чье творчество станет нетленным и священным для следующих поколений нашей планеты. Моцарта не ценили. Он хронически страдал от безденежья, но до конца своих дней продолжал писать произведения, признанные впоследствии вершиной музыкального искусства. Творческий дар не покинул композитора вплоть до его таинственной безвременной кончины.

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт появился на свет 27 января 1756 года. Его талант проявился с малых лет. Однажды трехлетний Амадей, слушая, как его сестра разучивает мелодии, подошел к клавесину и точно воспроизвел их. Отец будущего композитора — Леопольд — понял, что его сын феноменально одарен и, желая ему яркой, известной и безбедной жизни принялся развивать в нем этот талант. В четыре года Моцарт уже вовсю осваивал нотную грамоту и уже сочинял свои первые произведения, правда записывал их за него отец.

В 1763 году Леопольд оставил место дирижера при дворе архиепископа и отправился вместе с Амадеем и его сестрой Наннерль по городам в Европы. В то время музыкант должен был найти влиятельного и богатого покровителя, желательно при дворе или при высшем церковном сане, чтобы жить в достатке. Зарабатывать концертами они не могли: вознаграждением в таких случаях служили обычно не деньги, а первые попавшиеся под руку «безделушки» — например, часы или табакерки. Леопольд «рекламировал» талант своего сына во всех крупных европейских городах того времени.

В Мюнхене их пригласили выступить при дворе курфюрста Баварии Максимилиана Иосифа III. Неизвестно, что именно исполнял в тот вечер Амадей, но играющий на клавесине маленький мальчик растрогал сердца зрителей. С той поры за Амадеем утвердилась слава «чудо-ребенка». В 1762 году они выступили перед Марией Терезией. Императрица была  настолько очарована игрой маленького виртуоза, что позволила ему сесть к себе на колени и поцеловать себя в щеку. Моцарт вместе с отцом посетили Франкфурт, Париж, Лондон, Амстердам, где Амадей выступал перед королями и вельможами. В Париже семейство Моцарт познакомилось с немецким бароном Фридрихом Мельхиором фон Гриммом и получило приглашение в Версаль, где выступил перед Людовиком XV.

Хотя юного гения везде тепло принимали, отцу так и не удавалось найти сыну места при каком-нибудь дворе. В одну из поездок в Вену в городе вспыхнула оспа и Моцарт чуть было не погиб, но излечился. Ему на тот момент было 11 лет. После этого у него на лице появились рубцы. Пять лет спустя Моцарт вынужден вернуться в Зальцбург из своего турне. Он непрерывно и страстно пишет музыку. По долгу службы он должен сочинять только духовные произведения, но он использует любое свободное время для написания опер и концертов. В 1777, поняв, что Зальцбург – это творческая тюрьма, Моцарт уезжает в Париж. Но там сменяется власть и про Моцарта все забывают и он возвращается обратно.

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов. Женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен. Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Несмотря ни на что, для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Композитор оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов, но одно ясно точно – Моцарт был гением!

 

 

comments powered by HyperComments