Солнечный гений, новатор, который передал в музыке весь противоречивый и сложный характер XX века, – Сергей Прокофьев остается одним из самых исполняемых композиторов в мире.
Смелые, энергичные произведения Прокофьева не всегда тепло принимались публикой. Это была стихия новой жизни, где романтика могла соседствовать с насмешкой, а классика – с авангардом. В конечном итоге музыка Прокофьева завоевала сердца как советских слушателей, так и зарубежных, и принесла композитору прижизненную славу.
На сегодняшний день музеи Прокофьева находятся и в Москве, где он жил и работал, и в родном для композитора селе Сонцовка в Донбассе. В Донецке именем Сергея Прокофьева названы концертный зал и симфонический оркестр филармонии, музыкальная академия и когда-то назывался международный аэропорт, разрушенный в ходе боевых действий 2014–2015 годов. В мировой культуре Годом Прокофьева был объявлен 1991 год – в честь 100-летия композитора, в России и в Донбассе – 2016 год, по случаю 125-летия композитора.
Детство в деревне и первые музыкальные опыты
Родился Сергей Прокофьев в небольшом селе Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне – западная часть Донецкого края). В каких-то 60–70 километрах отсюда находилась Юзовка – стремительно развивающийся промышленный центр Российской империи. Но семейство Прокофьевых не интересовали ни добыча угля, ни выплавка металла, ни строительство прибыльных предприятий, потому в самой столице Донбасса они так и не побывали. Зато отец будущего композитора, Сергей Алексеевич Прокофьев, стал управляющим имением.
Тогда Сонцовка принадлежала Дмитрию Сонцову, однокурснику Прокофьева. Хозяйство в имении было запущено, но благодаря новому управляющему быстро расцвело: поля снова заколосились урожаем, увеличились стада крупного рогатого скота и овец, а доходы имения выросли до 100 тысяч рублей в год. Здесь в 1891 году у четы Прокофьевых родился сын Сережа. К тому времени Сергей Алексеевич и его супруга Мария Григорьевна уже потеряли двух дочерей, умерших во младенчестве. Потому не скупились на развитие любых проявлений талантов сына. Отец обучал Сережу математике и шахматам, приглашенные учителя – французскому и немецкому языкам.
Мать же, души не чаявшая в музыке, еще во время беременности играла на фортепиано по шесть часов в день, стирая подушечки пальцев. Мария Гавриловна надеялась развить у ребенка хороший музыкальный вкус. И у нее это получилось: писать буквы и создавать музыку маленький Сережа научился одновременно. Это были вальсы, короткие пьесы для фортепиано (одна из них называлась «Индийский галоп»). Первые произведения рождались у него от импровизаций за клавиатурой, после слушания Бетховена, Шопена, Чайковского. Уже в этих «песенках» раскрывалась озорная и смелая интонация, присущая и зрелому творчеству Прокофьева.
Зимой 1900 года Сергей Прокофьев побывал в Москве. Там он впервые услышал профессиональное музыкальное исполнение, да еще и на разных инструментах – духовых, ударных, клавишных – и в сопровождении вокала. Это были оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина, а также балет «Спящая красавица» Чайковского. В тот год Сергей Прокофьев понял, какую музыку он хочет создавать – сложную, величественную, со множеством оттенков, которую бы исполняли на большой сцене и которой внимали бы тысячи слушателей. В то же лето он написал оперу «Великан», а в следующем году – вторую оперу – «На пустынных островах». На этом Мария Григорьевна поняла, что ее скромных возможностей для воспитания сына-музыканта не хватит.
Самый юный студент консерватории
В 1901 году Сережа Прокофьев с матерью едет в Москву на встречу с композитором, профессором Московской консерватории Сергеем Танеевым. Мальчик сыграл перед профессором отрывки из собственных сочинений. Танеев юный талант оценил и рекомендовал нанять для него педагога из консерватории. Конечно, Прокофьевы не колебались – и вскоре в Сонцовку приехал выпускник консерватории Рейнгольд Глиэр. Позже Сергей Прокофьев признавался, что занятия с Глиэром помогли ему выделить музыку как самое значительное увлечение в своей жизни. И настроили на работу с формой, гармонией, нотными записями.
Играл свою роль в обучении и новый инструмент. Успехи сына в музыкальном искусстве сподвигли Прокофьевых приобрести для него рояль петербургской фабрики «Шредер» за 700 рублей. Этот инструмент звучал так же чисто и громко, как и концертный. От железнодорожной станции до Сонцовки его везли крайне осторожно, шагом все 25 километров.
Спустя два лета интенсивной работы с педагогом 13-летний Прокофьев отправился в Санкт-Петербург – поступать в местную консерваторию. Экзаменационной комиссии мальчик показал две увесистые папки своих сочинений: четыре оперы, симфонию, две сонаты и ряд пьес для фортепиано. Председатель комиссии, композитор Николай Римский-Корсаков, пролистав папки, выразился коротко и ясно: «Это мне нравится».
Так Сергей Прокофьев стал студентом консерватории, приезжая в родные края только на летние каникулы. А после смерти отца в 1910 году композитор больше не посещал Сонцовку. Хотя всегда вспоминал о малой родине с теплотой, достаточно подробно описав свое детство в автобиографии и дневниковых записях. Но ощущения простора, чистого воздуха, особых запахов и звуков природы осталось с композитором навсегда. Не зря он предпочитал при любой возможности уезжать из города на дачу. Только на природе Прокофьеву работалось легко.
Уже будучи известным композитором, Сергей Прокофьев любил проводить время на своей даче в поселке Николина Гора в Подмосковье. Здесь он создал балет «Сказ о каменном цветке», Седьмую симфонию и другие свои произведения. Жители поселка наблюдали, как летними вечерами Прокофьев играл на пианино и делал новые записи, сидя на террасе. Работал он всегда в костюме и галстуке.
Композитор, пианист, изобретатель
Сергей Прокофьев не остановился на одном направлении учебы: сначала он получает профессию композитора, а затем – пианиста. На выпускном экзамене молодой талант исполнил Первый фортепианный концерт собственного сочинения. Блестящее исполнительское мастерство позволило ему обойти всех лучших учеников консерватории, получив и золотую медаль, и премию имени Антона Рубинштейна – опять-таки рояль фабрики «Шредер». Однако на лаврах Прокофьев никогда не почивал: кажется, после каждого успеха он трудится еще усерднее, принимает новые творческие вызовы.
Хоть музыка и была у Прокофьева всегда на первом месте, он не забывал и о других увлечениях. Например, композитор оттачивал свое мастерство в шахматах, играя партии с чемпионами мира Эммануилом Ласкером, Хосе Раулем Капабланкой и Александром Алехиным. Прокофьев считал шахматы «музыкой мысли» и «миром борьбы планов и страстей». Задумывался композитор и о написании балета по мотивам шахмат, однако этот сюжет у него так и не сложился.
Вплоть до революционного 1917 года Сергей Прокофьев продолжает учебу в консерватории, на этот раз в качестве органиста. Параллельно он много выступает с концертами: в Петербурге, в Москве, в концертном зале Павловского вокзала под Санкт-Петербургом. В этот ранний период творчества Прокофьева называли крайним модернистом, даже кубистом в музыке. С другой стороны, его хвалили как раз за неуемную фантазию и страсть к изобретательству. Жизнеутверждающая музыка Прокофьева как раз подошла к эпохе первой половины XX столетия – времени революционных преобразований, борьбы и труда.
Судьба сводила его с такими же новаторами. Так, в 1914 году композитор побывал в Лондоне, где познакомился со знаменитым организатором выступлений русских артистов в Париже Сергеем Дягилевым. Они сотрудничали много лет, Прокофьев создал для антрепризы Дягилева «Русские балеты» четыре одноактных произведения: «Ала и Лоллий» (также известно под названием «Скифская сюита»), «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын». В этих балетах отражались и мотивы русских сказок, и религиозные сюжеты, и рассказ о новом советском образе жизни.
Работая для Дягилева, Прокофьев открывает в себе близость к русской народной мелодике, музыкальному фольклору. Конечно, Прокофьев обретет популярность как в Европе (хотя и меньшую, чем его соотечественник Игорь Стравинский), так и в Америке (там существовало «Прокофьевское общество», организовавшее для композитора гастроли в 1938 году). Но при этом заметит, что ощущает себя больше русским творцом, а не интернациональным.
Уезжал, чтобы вернуться
В 1918 году Сергей Прокофьев покидает Россию и направляется в США. Причиной стала не сама смена государственного строя на родине, а то, что последовало за революцией – разруха, Гражданская война, когда в стране было не до высокого искусства. И композитор решил жить там, где может творить. Он гастролирует по Америке и Европе в качестве пианиста, исполняя в основном собственные сочинения. Также пишет оперы, симфонии, концерты для фортепиано.
В США Прокофьев встречает Вальтера Дамроша. Этот дирижер Нью-Йоркской филармонии когда-то пригласил Петра Чайковского открыть своим выступлением Карнеги-холл. Но мэтр музыки Прокофьева не оценил – и потому включил в репертуар филармонии только самую благозвучную, на свой взгляд, Классическую симфонию композитора. Притом сравнил произведение с музыкой композитора-традиционалиста Василия Калинникова, что прозвучало для Прокофьева обидно – он не считал себя ни подражателем, ни последователем кого бы то ни было.
Целиком и полностью эмигрантом Прокофьев не становится. Он продолжает интересоваться событиями в советской России, выступает с концертами в чикагском отделении общества «Друзья России». Также композитор ведет переписку с друзьями и коллегами, встречается с посещавшими Европу поэтами Владимиром Маяковским, Константином Бальмонтом, режиссером Всеволодом Мейерхольдом и многими другими. В 1927 году Прокофьев приезжает с концертами в Ленинград, Киев, Одессу и другие города СССР. Горячий прием публики убедил композитора в возможности вновь жить на Родине, где его ждут и где ему самому интереснее. Девять лет спустя он навсегда возвращается в Москву.
Прокофьев считал, что человек искусства должен служить народу, давать ему образ светлого будущего. И он чувствовал себя более нужным в России, чем за рубежом. Здесь композитор не ошибся: в СССР его ожидал триумф. Музыка Прокофьева стала новой классикой, ведь гармония и красота в ней оставались, но звучали по-новому.
Позже одним из лучших интерпретаторов произведений Прокофьева станет легендарный пианист Святослав Рихтер. Он первым исполнит Седьмую и Девятую сонаты, сонату для виолончели и фортепиано великого композитора, восхищаясь монументальностью и глубокой философией его музыки. А сам Сергей Сергеевич заметит, что в исполнении Рихтера словно узнает свои произведения с новой стороны и поражен тем, как глубоко пианист понимает его музыку.
Сила музыки и сила духа
Сергей Прокофьев также увлекся идеей продвижения искусства в массы. По заказу руководителя Детского музыкального театра Наталии Сац он пишет симфоническую сказку «Петя и волк». Пока юные зрители наблюдали за приключениями пионера Пети, их знакомили со звучанием разных музыкальных инструментов оркестра. Сказка стала настоящим явлением в мировом музыкальном мире. Ее исполняли повсюду – от Москвы до Нью-Йорка и Вены, по ней создавали анимационные фильмы, делали записи в классической, джазовой и рок-обработке, где в роли чтецов выступали многие знаменитости мира театра и кино и даже политики.
В 1930–1940-е годы Прокофьев создает, помимо «Пети и волка», другие шедевры: балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», комическую оперу «Обручение в монастыре», оперу-эпопею «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого, Седьмую сонату для фортепиано. Притом балет «Ромео и Джульетта» сначала был отвергнут Большим театром, ведь ни хореографы, ни артисты не понимали, как танцевать под сложные композиции Прокофьева. Только в 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил этот спектакль, но изменил порядок звучания музыкальных частей. Самой известной частью балета стал танец на балу у Капулетти – Лавровский использовал для его создания элементы английского танца XVI века, «Танца с подушечкой». Эта постановка с легендарной Галиной Улановой в роли Джульетты стала образцовой, после по ней сделали и кинопостановку.
Также Прокофьев написал музыку к легендарным фильмам «Александр Невский» (1938 год) и «Иван Грозный» (фильм в двух частях, 1944–1945 годов). Режиссером обеих картин является Сергей Эйзенштейн. Сотрудничество двух гениев прошло без конфликтов. Прокофьев был давним поклонником творчества Эйзенштейна, оба творца хотели подчинить изображение и музыку одному ритму. На фильм о великом полководце в Советском Союзе ходили целыми трудовыми коллективами. Потом его на время запретили к прокату, так как отношения СССР и Германии еще были дружескими. Звездный час фильма наступил в 1941 году, на волне патриотизма. Позже композитор объединил все музыкальные фрагменты из фильма в кантату «Александр Невский».
Важнейшим произведением этого периода является Пятая симфония Прокофьева – она наиболее полно отражает трагедию Великой Отечественной войны, дух патриотизма и борьбы. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», – писал сам автор. 13 января 1945 года композитор лично дирижировал оркестром Московской консерватории, впервые исполнявшим симфонию. В тот же день началась наступательная Восточно-Прусская операция, которая открывала союзным войскам путь на Берлин. В момент, когда Прокофьев встал за дирижерский пульт, послышались артиллерийские залпы. Так в Москве отмечалась очередная победа над врагом. А по окончании салюта в зале прозвучала величественная музыка.
Премьера Пятой симфонии была триумфальной – но для Прокофьева это стало последним выступлением на публике. Последующие годы композитор проведет в борьбе с тяжелой болезнью. Также он столкнется с яростной критикой своего «скромного подарка матери-Родине», оперы «Повесть о настоящем человеке». Прокофьева даже вносят в список запрещенных к исполнению композиторов, откуда его имя вычеркнет лично Сталин. Последние годы жизни Прокофьев проводит на любимой даче в поселке Николина Гора. Он не прерывает работы над новой музыкой, несмотря на все запреты врачей. В день своей смерти он вносит последние правки в партитуру балета «Каменный цветок».
Умер Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Смерть советского вождя затмила для соотечественников уход великого композитора. Тем временем в Париже вышел некролог музыкального критика Леонида Сабанеева, где утверждалось: «Прокофьев ворвался в русскую музыку и принес с собой молодой задор, смелость, свежесть вдохновения, неистощимую фантазию и жизнерадостность, бодрость ритма. <…> Не только Россия его потеряла, но и весь музыкальный мир».
За свою жизнь Сергей Прокофьев стал лауреатом шести Сталинских премий, в том числе за Пятую симфонию, музыку к первой серии фильма «Иван Грозный» и к балету «Золушка», вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира», написанные на стихи Самуила Маршака. Также он был почетным профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и членом Шведской королевской музыкальной академии. Творческое наследие Прокофьева насчитывает более 130 музыкальных произведений разных жанров. Он считается одним из величайших композиторов в русской истории, наряду с Петром Чайковским, Сергеем Рахманиновым и своим наставником Николаем Римским-Корсаковым.
Память о Прокофьеве на малой родине и в Донецке
Усадьба семьи Прокофьевых, увы, не сохранилась. Она была разграблена и сожжена отрядами атамана Махно во время Гражданской войны. Однако могилы сестер и бабушки композитора, которые находились рядом со Свято-Петропавловской церковью, сохранились. Они были восстановлены в 1991 году, как и сама церковь, в честь столетия Прокофьева. В то же время в Сонцовке открылся музей композитора, ставший филиалом краеведческого музея Донецка.
Музей Прокофьева находится в здании бывшей сельской школы, здесь же преподавала музыку мать композитора. В трех комнатах музея собраны личные вещи композитора и музыкальные сочинения, воссоздан фрагмент интерьера усадьбы в Сонцовке, где прошло его детство. Мемориальный комплекс в Сонцовке также включает концертный зал на 120 мест, памятный знак на месте сгоревшей усадьбы и памятник Сергею Прокофьеву.
В Донецке на базе государственной филармонии с 1981 года проводится ежегодный Международный фестиваль музыкального искусства «Прокофьевская весна». В разные годы в его рамках выступали оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, оркестр московской филармонии «Московия», хор имени Григория Веревки, ансамбль песни и пляски Павла Вирского, пианисты-виртуозы Валентина Лисица, Ринат Шакиров, Михаил Рудь, звезды оперы и эстрады Борис Штоколов, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Иосиф Кобзон. И многие другие именитые творческие коллективы и музыканты из России и зарубежья.
Проходит фестиваль «Прокофьевская весна» и сейчас. Как правило, он открывается знаменитым «Танцем рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» − той мелодией, которую зрители узнают чуть ли не с первых нот. В прошлом году в честь 130-летия композитора в рамках фестиваля состоялось около 20 концертов. В том числе уникальная программа «Дети играют Прокофьева», в которой приняли участие юные музыканты из школ искусств и музыкальных школ всей Донецкой Народной Республики. В гости к донецким поклонникам классики приехали и музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Ханты-Мансийского автономного округа. Вообще же в стенах Донецкой филармонии бессмертные произведения Прокофьева звучат очень часто: это увертюры, симфонии, фортепианные концерты, фрагменты из больших произведений (балетов, опер). Для дончан он – свой, а значит, самый любимый композитор.
В 2021 году в Донецкой филармонии открылась выставка в честь 130-летия Прокофьева. Здесь можно было увидеть личные вещи великого уроженца Донбасса: шарф в клетку и красный галстук, очки, посуду и даже садовое кресло. Все это в свое время находилось на даче композитора и было передано в Донецк сыном Сергея Прокофьева. Сейчас эти экспонаты хранятся в краеведческом музее Донецка. Тогда как архивные фотографии великого композитора и постановок его произведений, юбилейные монеты, марки, печатные издания, посвященные Прокофьеву, можно увидеть в музее Донецкой филармонии.
Также в Донецке с 1990 по 2012 год вручалась премия имени С. С. Прокофьева, учрежденная Донецким областным фондом культуры. Премия присуждалась музыкантам, творческим коллективам, композиторам, музыковедам, общественным деятелям за исполнительское мастерство и пропаганду творчества Прокофьева.
В 2012 году международному аэропорту Донецка присвоили имя Сергея Прокофьева. В том же году к чемпионату Европы по футболу здесь построили новый терминал в семь этажей. В год он должен был обслуживать до пяти миллионов пассажиров. В центральном холле гостей встречал один из самых известных портретов композитора. А новая взлетная полоса позволяла принимать современные самолеты любых типов. Планировалось также выстроить рядом с терминалом большой выставочный центр и целый комплекс бизнес-центров. Но аэропорт был полностью разрушен в ходе боев донецких ополченцев с украинскими военными в 2014–2015 годах. И старые, и новые постройки превратились в обгоревшие руины.
Чего не хватает Донецку, так это памятника Сергею Прокофьеву. Разговоры о его необходимости ведутся давно, даже создавались проекты бронзовой скульптуры. Но все замыслы пока остались на бумаге. Пока есть только памятный барельеф с изображением Прокофьева на фасаде филармонии. Дончане же считают, что памятника великому композитору нужно как минимум два. Один из них украсит центр города, а второй – здание аэропорта, который обязательно восстановят и снова присвоят ему имя Сергея Прокофьева.
Сетевое издание «КарелИнформ»: 12 октября
Информационное агентство Ньюс-НН.ру: 12 октября
Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»: 12 октября