В Донецкой филармонии программой «Большие юбилеи: Дворжак и Лист» отметили юбилеи двух замечательных композиторов, ярких представителей эпохи музыкального романтизма – 210 лет со дня рождения Ференца Листа и 180-летие Антонина Дворжака. Программа состоялась 7 ноября 2021 года при поддержке общественной организации «Русский центр». Особым подарком для слушателей филармонии стало участие в программе заслуженного деятеля искусств Республики Крым, дирижёра Игоря Каждана (Смоленск) и замечательной пианистки, лауреата международных конкурсов Людмилы Мадоновой (Москва).
Первое отделение концерта было посвящено гениальному пианисту, дирижёру, педагогу, музыкальному писателю, общественному деятелю, посвятившему свою жизнь утверждению идеалов романтизма – Ференцу Листу. Ведущая концерта Татьяна Кусты рассказала слушателям о непростом творческом пути, на который ещё в детстве Листа благословил сам Бетховен. В гениальности Листа сомневаться не приходится – учиться у него мечтали пианисты разных стран, а молодые композиторы искали его совета и помощи. Именно Ференца Листа считают создателем такого жанра, как симфоническая поэма, отличительной чертой которого можно назвать одночастность и программность. Всего Лист создал 13 таких поэм. Одну из них – «Прелюды» – исполнил Донецкий академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Игоря Каждана.
Лист известен как исполнитель-виртуоз и многие пианисты считают за честь исполнить произведения, которые он писал. Молодая и талантливая пианистка Людмила Мадонова уже знакома донецкому слушателю. Строки из стихотворения Петра Вяземского, посвящённые Листу: «Молниеносными перстами Ты отверзаешь новый мир…», как нельзя более подходят и Людмиле – её пальцы творили что-то невероятное во время исполнения Первого концерта для фортепиано с оркестром, оживляя драматизм самого произведения и заполняя зал головокружительными пассажами, ликованием и той удивительной атмосферой, которая возможна только при полном единении пианиста с оркестром. Донецкие слушатели по достоинству оценили великолепное исполнение, продолжительными аплодисментами вызвав Людмилу Мадонову на бис.
Девятая симфония Антонина Дворжака, прозвучавшая во втором отделении, относится к одному из высших достижений чешского композитора. Вот уже 130 лет это произведение, имеющее подзаголовок «Новый Свет», украшает репертуары лучших оркестров мира. Сам композитор признавался: «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». И хотя навеяно оно было народной музыкой американцев, в частности индейскими мотивами и духовными песнями чернокожих рабов, мелодия Девятой симфонии не цитирует образчики. Дворжак всегда утверждал, что пишет «истинно чешскую музыку». Слияние исконно чешских и американских истоков придает стилю последней симфонии композитора уникальный характер. Именно чешские мотивы, такие близкие нашему слушателю, захватили публику. Исполнением Девятой симфонии Дворжака артисты Донецкого академического симфонического оркестра взяли новую планку в своём мастерстве, покорив зал не только красотой самого произведения, но и виртуозным исполнением. Благодарные слушатели долго не отпускали со сцены дирижёра – на поклон Игорь Каждан выходил несколько раз.