ФАНТАЗИИ В МАНЕРЕ ГОФМАНА

В субботу, 27 февраля, в Донецкой государственной академической филармонии состоялась премьера авторской литературно-музыкальной программы Татьяны КУСТЫ «Фантазии в манере Гофмана», приуроченной к 245-летию со дня рождения немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Кем же он был на самом деле – непризнанным гением, дилетантом или великим мистификатором? На этот вопрос попытались дать ответ автор программы и артисты филармонии. В роли самого Гофмана, а также соведущим программы, выступил Михаил ИЛЮЩЕНКО.

Processed by: Helicon Filter;

Михаилу удалось буквально срастись с героем программы, передать его черты и некоторые особенности беспокойного характера. Удивительное время, в которое жил и творил великий Гофман, способствовало тому, что его многогранный талант раскрылся во многих областях, таких как литература, музыкальное искусство, живопись и юриспруденция. Именно последняя, как строгая и сухая наука, позволила Гофману обрести стабильный заработок и всегда иметь верный кусок хлеба. Интересный рассказ ведущей сопровождался видеорядом, который включал в себя фантазии, постепенно приоткрывающие тайные стороны жизни великого писателя и его эпохи, а их у него было немало.

Processed by: Helicon Filter;

Слушатели буквально шаг за шагом погружались в мир, в котором жил и творил великий романтик. Музыкальное сопровождение сделало рассказ ведущих более глубоким, наделяя историю элементами драматургии. Казалось, Гофман постигал мир поверхностно, пытаясь не прорастать корнями ни в одно из своих увлечений. Это у него не всегда получалось, отсюда были боль, разочарование и бесконечные попытки найти свое настоящее «Я». Все эти душевные скитания отразились и в его творчестве. Герои его произведений отчасти, а кто-то и полностью, вобрали черты самого писателя, который через них высмеивал пороки человечества. Музыка Шумана, Глюка, Бетховена, Оффенбаха, Бёнера и, конечно же, самого Гофмана сделала программу наполненной и незабываемой.

Ария Армиды из оперы «Армида» К. В. Глюка прозвучала в исполнении Татьяны Сидякиной и концертмейстера Елены Трофименко (фортепиано).

Processed by: Helicon Filter;

Несмотря на то, что имя Гофмана связано в первую очередь с литературными трудами, его музыка, прозвучавшая в Донецке впервые, стала для всех присутствовавших настоящим открытием. В исполнении Александра ХМАРНОГО прозвучала «Jaloe regina» из цикла «Шесть духовных канцон» (транскрипция для органа), Михаил ИЛЮЩЕНКО (фортепиано), Алина ЗАВАЛЬНАЯ (скрипка) и Анастасия ЯМПОЛЕЦ (виолончель) представили Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Екатерина ГЛАДЫШЕВА и Франсуа МОДЕМЕ исполнили Дуэт «Ah che mi manca l’anima» из цикла «Шесть итальянских дуэтов», Квинтет для струнных и арфы прозвучал в исполнении струнного ансамбля «Дива-квартет» (руководитель — Оксана Сарычева) и Анастасии Русановой (арфа). Музыка Гофмана поразила своей сказочностью и невероятной красотой, она словно познакомила слушателя с истинным Гофманом: светлым, добрым, открытым. Создалось впечатление, что труд писателя служил для него защитой, которая ограждала от тревог и несправедливости внешнего мира, а вот в музыке он мог быть самим собой.

Processed by: Helicon Filter;

В исполнении заслуженной артистки Украины Анны БРАТУСЬ и концертмейстера Елены ТРОФИМЕНКО (фортепиано) прозвучал фрагмент из прославленной оперы «Ундина», которая позволила Гофману почувствовать и радость победы, и горечь поражения. Присутствовавшим в зале удалось услышать историческое произведение, которое стало для Гофмана судьбоносным.

Processed by: Helicon Filter;

Авторская программа Татьяны КУСТЫ «Фантазии в манере Гофмана» получилась сложной, противоречивой, но невероятно интересной, впрочем, таким был и сам герой её рассказа.

 

comments powered by HyperComments