7 апреля в Праздник Благовещения в Донецкой филармонии достойным финальным аккордом IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019» прозвучала концертная программа «Георг Фридрих Гендель».
Концертную программу «Георг Фридрих Гендель» представил Камерный оркестр «Виола» под руководством заслуженного деятеля искусств Донецкой Народной Республики Валерии Путри, Хор любителей пения под управлением Юлии Колосовской, лауреаты международных конкурсов Элона Коржевич (сопрано), Наталья Чеснокова (орган) и Артём Алексеенко (гобой). Прозвучала премьера – Концерт для гобоя с камерным оркестром и Мотет Георга Фридриха Генделя.
Музыка Генделя в свете благоденствия Благовещения и в финале фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019» выбрана не случайно.
Судьба композитора уникальна, как и его незабвенная, вечная музыка… Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем искусства, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей. Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — одна из крупнейших фигур музыки барокко. Композитор был ровесником Иоганна Себастьяна Баха и Доменико Скарлатти, родившихся с ним в один год. Гендель был одним из выдающихся органистов своего времени.
В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына. Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой. Клавесин, скрипка, орган, гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений. Как свидетельствуют биографы композитора, уже с девятилетнего возраста мальчик сочинял и исполнял органную музыку, предназначенную для богослужений. Однако ни одного образца богослужебной музыки для органа (Г. Ф. Генделя) не сохранилось. Музыкальное наследие Генделя весьма обширно и разнообразно: свыше 120 кантат, 42 оперы, 29 ораторий, арий, дуэтов, оды, серенады, камерная музыка, Сoncerti grossi и органные концерты. Ещё при жизни он вписал своё имя в плеяду гениев мирового музыкального искусства, прославившись не только операми и ораториями. Сoncerti grossi представляют собой наиболее значительную часть его инструментального творчества. Они получили известность в 30-х годах XVIII века. Этот жанр, несмотря на свою молодость, тогда уже прочно вошел в концертную жизнь европейских стран. Интерес Генделя к concerto grosso, надо полагать, возник в Италии, когда он встречался с Корелли и мог неоднократно слушать его произведения. Если Бах разрабатывал определенный тип концертного цикла, то Гендель в известной мере «импровизировал» его состав, чаще всего как раз избегая темповой симметрии быстро – медленно – быстро. Он более тяготел к сюитному типу мышления. Самой главной особенностью его концертов является принцип многопланового контраста. Торжественность медленного вступления оттеняется то энергией полифонического развития, то танцевальной грацией, то лирической напевностью. При этом композитор стремится подчеркнуть саму специфику концертного стиля в понимании своего времени. Отсюда более гомофонный склад в одних частях, переклички групп инструментов в других, выделение «поющей» мелодии в партии солистов.
Многие концерты открываются увертюрами французского или итальянского типа. Генделевские concerti grossi чаще всего состоят из 5 частей, хотя есть и 4-е, и 6-ти частные, и даже циклы из 8 частей. Довольно часто в них встречаются танцы, характерные для сюит – полонез, менуэт, мюзет, аллеманда, жига, сарабанда. Как и для Баха, концерт для Генделя – произведение по преимуществу ансамблевое. Партии сoncertino grosso не противостоят друг другу, а взаимодействуют, порой даже полностью сливаются.
В отличие от других композиторов – ровесников Генделя – его музыка носила светский, не церковный характер. Талант блестящего органиста-импровизатора в полной мере проявился в театральном зале Ковент-Гардена и послужил источником для появления органных концертов. Дело в том, что по традиции того времени Гендель лично участвовал в исполнении своих опер и ораторий — дирижировал, аккомпанировал певцам на клавесине, заполнял паузы небольшими импровизациями. От оперных интерлюдий на клавесине, композитор постепенно перешел к органным импровизациям в антрактах ораторий. Эти виртуозные и талантливые импровизации неизменно вызывали восхищение слушателей. Органные концерты Генделя привлекали публику едва ли не больше, чем его оратории. Поэтому они торжественно прозвучали в праздничной программе финала IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019».
В первом отделении программы восхитительно прозвучали:
Органный концерт ор. 4 №2 (Г. Ф. Гендель) – Наталья Чеснокова (орган)
Органный концерт ор. 4 №6 (Г. Ф. Гендель) – Наталья Чеснокова (орган), Камерный оркестр «Виола».
Особенность жанра органных концертов Генделя в сочетании легкости, лучезарности, доступности восприятия с пышностью, монументальностью, праздничностью, приподнятостью звучания. Стиль «генделевского барокко», воплощенный в его органных концертах можно охарактеризовать как оживленно-энергичный, с рельефными выразительными мелодиями, неожиданными контрастами звучания, обилием танцевальных ритмов. Музыка Генделя — музыка контрастов, подобно свету и тени. Звукописные «музыкальные панно» легкого характера были призваны дать слушателям эмоциональную разрядку в антрактах между монументальным и величественным звучанием ораторий Г. Ф. Генделя.
Концерт для гобоя HWV 287 прозвучал в виртуозном исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Донецкой филармонии Артёма Алексеенко (гобой) – (во всех частях-Grave, Allegro, Largo, Allegro).
Второе отделение программы открыла блистательная солистка Донецкой филармонии, артистка Донбасс Оперы – Элона Коржевич. Божественно прозвучал Мотет Г. Ф. Гендель – Concerto grosso для струнных ор. 6 № 5. В исполнении Камерного оркестра «Виола» прозвучали: Аллегро, Престо, Сарабанда, Аллегро, Менуэт.
Впервые в Донецке прозвучал мотет Г. Ф. Генделя «SILETE VENTI»! Об истории создания мотета нам почти ничего не известно – ни обстоятельства, ни точная дата написания, ни имя певицы, которая имела честь первой исполнить это произведение. Почти все источники приписывают разные даты написания начиная с 1720 года. Некоторые исследователи полагают, что Гендель написал мотет на заказ неких Лондонских вельмож в периоде с 1722 по 1725г., о чём говорят анализы бумаг и поставленные на них автографы. А другие указывают, что произведение было написано вдохновлённым композитором от поездки в Венецию в 1729 году, именно в это время сольный мотет становился таким популярным. Но можно точно утверждать, что произведение было написано до 1732 года, так как часть мотета автор использовал в своей оратории «ESTHER»(1732).
SILETE VENTI состоит из 5 частей и рассказывает нам о своей любви к Спасителю, автор латинского текста нам также не известен, но такая анонимность придает произведению ещё большей загадочности, таинственной божественности. Под конец жизни у композитора случился инсульт, и он относительно восстановил себя лишь усилием колоссальной силы воли. Затем начала прогрессировать слепота. В эти скорбные дни один из знакомых Генделя прислал ему духовный текст с просьбой написать музыку. Из последних сил Георг Фридрих начал читать и как будто услышал божественной красоты звуки – так появилась его «Мессия»…
У Георга Фридриха Генделя была мечта – умереть на Пасху… Как ни странно, его жизненный путь завершился именно в День Христова Воскресенья, в 1759 год … На смертном одре Гендель шептал: «Я знаю, мой спаситель жив» – слова из «Мессии»… Именно эти слова и ноты к ним написаны на надгробье композитора.
В программе «Георг Фридрих Гендель» сольную партию мотета «SILETE VENTI» проникновенно исполнила Элона Коржевич.
Георг Фридрих Гендель был жизнерадостным и светлым человеком, любившим жизнь и музыку, которая была смыслом жизни и спасением! Именно такой многогранный и талантливый человек мог написать потрясающие произведения, которые звучат и сейчас, возрождая в душах лучезарный свет доброты, надежды, веры и безграничной любви! О красоте музыки гениального человека поведала ведущая Татьяна Кусты.
Светлой нотой радости и вдохновения прозвучало финальное выступление Хора любителей пения под руководством Юлии Колосовской. Вызывая восторженные чувства у слушателей и несмолкаемые овации, завершая IХ фестиваль музыкального искусства «Благовест – 2019», прозвучали «In Praise of Laughter» – «Хвала смеху» и «Joy To The World» (Г. Ф. Гендель).
Поздравляем всех вас с праздником Благовещения и прекрасным финальным аккордом IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019»! С праздником!
Пусть благой вестью летит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы над Донецком, принося в каждый дом мир, любовь, радость, благополучие и счастье!
С праздником Благовещения и только благих вестей! Дорогие друзья, приглашаем вас и ждем на концертах! До новых встреч в Донецкой государственной академической филармонии.