Представьте, что великие композиторы из глубины своих седых веков перенеслись в наше время и находятся среди нас, причем прямо в Донецке. Кто из них надел бы модную футболку с енотом под стильный пиджак? Кто непременно был бы постоянным клиентом барбершопа, а кто фанател бы по «битлам»?
На эти и другие вопросы дает ответ серия необычных фоторабот «Модные классики», с которой могут ознакомиться посетители Донецкой филармонии. Мы побеседовали с автором этой креативной выставки – инженером визуализации филармонии Павлом Чуприной.
Бах – с органом, Шостакович – с баяном
Как рассказал нам Павел, сама идея осовременить великих композиторов не нова, она витает по миру, в том числе и в России, и встречается в разных исполнениях.
«Наш директор (генеральный директор – художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий. – Прим. ред.) как-то был в филармонии российского Белгорода и увидел там их версию «модных классиков» – серию фотографий великих композиторов в современной одежде. Он предложил мне сделать что-то подобное и у нас, но только привнести что-то свое. В частности, Александр Парецкий предложил не ограничиваться «переодеванием» композиторов в одежду нашего времени, но и внедрить их в интерьеры Донецкой филармонии. Чтобы на фото были узнаваемы ее залы, сцена, фойе и т. д. Я начал думать, как это воплотить исходя из творческих и технических возможностей», – рассказывает наш собеседник.
Павел Чуприна создал восемь фотокартин, на которых изображены девять композиторов: Иоганн Себастьян Бах, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Феликс Мендельсон, Дмитрий Шостакович, Франц Шуберт и Александр Скрябин. Работа велась с конца прошлого, 89-го концертного сезона и вплоть до открытия выставки одновременно с новым музеем филармонии, то есть до 2 октября. По задумке создателей, если бы все вышеперечисленные композиторы приехали в Донецк, конечно же, они выступали бы в нашей филармонии.
«Первым у нас был Иоганн Себастьян Бах, – рассказывает Павел о том, как велась работа над фотокартинами. – Естественно, первая же ассоциация с этим композитором – орган. Поэтому Бах изображен на фоне этого музыкального инструмента. Но, чтобы добавить работе художественности и выразительности, мы дополнили освещение синим цветом. Потом у нас были композиторы фортепианной музыки: Шопен и Прокофьев, поэтому, конечно, в качестве локации напрашивался рояль. Причем было решено изобразить этих музыкантов не во время концерта, а на репетиции, в будничной одежде. Как будто они приехали и репетируют, а мы с фотоаппаратом застали их врасплох. Например, Шопен держит в руках ноты, а его как будто окликнули, он оторвал взгляд и смотрит поверх них. С несвойственным для него инструментом – баяном – мы изобразили Дмитрия Шостаковича на фоне скульптуры «битлов». Я подумал, что если бы молодые годы Шостаковича пришлись на 60-е годы XX века, то его бы наверняка увлекла музыка ливерпульской четверки.
Шуберта очаровала кассирша
Как признался Павел Чуприна, среди фотографий ему особенно нравится та, на которой, в отличие от остальных, два композитора представлены в другом амплуа – они просто заскочили в филармонию купить билеты на концерт.
«Там изображены два композитора – Франц Шуберт и Александр Скрябин – возле кассы филармонии. Причем сюжет представлен сразу с двух ракурсов – снаружи и изнутри кассы. Этот снимок было сложнее всего реализовать технически. На фото Скрябин общается по мобильному телефону. Я представил, будто он советуется со своей женой, на какие места лучше взять билеты: мол, предлагают третий ряд по центру и пятый с краю, выбирай дорогая. В это время кассирша протягивает из окошка билеты Шуберту. Судя по взгляду, композитор смотрит не на билеты, а на кассиршу, он очарован ее красотой. Эта фотография создавалась последней, и она моя любимая», – признается Чуприна.
Все – в классики!
Все композиторы, изображенные на снимках, смотрятся очень реалистично и объемно, как будто это фото, снятые с натуры. В действительности, конечно же, это мастерски выполненное совмещение в фотошопе фигур реальных людей и портретов музыкантов.
«В качестве моделей у нас были музыканты, вокалисты, работники сцены нашей филармонии, а также заместитель генерального директора Дмитрий Карась. Мы подбирали наших моделей так, чтобы они примерно соответствовали росту и комплекции тех классиков, которых им предстояло изобразить. Так, например, худощавый замдиректора стал у нас Прокофьевым и Шостаковичем, а Андрей Денисюк из фолк-бэнда «Русский акцент» – Листом и Рахманиновым. Немаловажно, что у Андрея оказалось много разной модной одежды. Я посчитал, что поскольку композиторы люди творческие, то, окажись они в нашем времени, обязательно бы одевались с некоторым шиком. Баха у нас исполнил осветитель, работник сцены Денис Андриенко, Скрябина – один из вокалистов ансамбля песни и танца «Околица». Все включились в эту работу с большим энтузиазмом и воодушевлением», – отмечает Павел.
Композитор с пересаженной кожей
Найти подходящие фигуры – это только часть работы. Можете представить, как сложно найти качественный портрет человека, жившего задолго до изобретения фотоаппарата? Или в каком качестве фотографии композиторов, снятые первыми камерама?
«Важно было найти портреты композиторов нужного качества, – рассказывает Павел. – В Интернете мне попались достаточно хорошие, почти фотографического качества изображения западных композиторов – над ними уже поработали другие энтузиасты. Мы их взяли за основу и начали работу исходя из того, как падает свет, где тень, какой представлен ракурс и т. д. Совмещение головы композитора и тела модели – это достаточно долгий и сложный процесс работы в фотошопе, поскольку необходимо было добиться такого эффекта, чтобы у зрителя оставалось ощущение, будто он смотрит на фото реального человека.
А вот с качественными портретами российских композиторов было сложнее. В частности, самого плохого качества была фотография Скрябина. Мне пришлось миллиметр за миллиметром «пересаживать» ему кожу с фотографии его современника, чтобы текстура была более качественной. Кроме того, в отличие от лица, прическа у Скрябина не симметрична и на двух разных ракурсах простое отражение по горизонтали не работает. На одном из фото пришлось вручную «расчесывать» и моделировать укладку волос», – поделился мастер.
КСТАТИ
Как рассказал Павел Чуприна, самые дотошные зрители пытались выведать у него секрет волшебства, причем догадки были самые разные: «Ты использовал нейросеть?», «Здесь не обошлось без грима?» А один специалист по театральному реквизиту удивленно рассматривал композицию с Бахом, после чего воскликнул: «Где вы достали такой шикарный парик?! В Донецке таких нет!»
ДОСЛОВНО
«Благодаря вам, Павел Александрович, лет через 100 будут возникать споры и дискуссии о том, выступали ли Рахманинов и Прокофьев в Донецкой филармонии? Очень реалистично! Браво!»
Генеральный директор – художественный руководитель Донецкой филармонии Александр Парецкий.
Наталья МУНДШТУКОВА
Культура
Донецкое ВРЕМЯ / 24 ноября 2021, № 43 (259)