ТРИ ПИАНИСТА — ТРИ НАСТРОЕНИЯ

В декабре в Донецкой филармонии стартовал международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум». Из-за сложившейся ситуации такие масштабные культурные события стали редкостью. Так уж вышло, что странный и тревожный 2020-й сделал фестиваль более желанным, чем прежде. «Пиано-форум» уже смог удивить не только присутствием гостей из России, но, собственно, и наполнением концертных программ. Прошедшее 9 декабря 2020 года выступление «РАХМАНИНОВ/ШОПЕН» стало уже четвёртым в рамках фестиваля.

Зимний, но пока ещё без снега, Донецк. Время около 17:00 по Москве, но за окном уже полновесный вечер. В Концертном зале имени С. С. Прокофьева заботятся о безопасности зрителей, помогая всем соблюсти шахматную рассадку. Кто-то здоровается со знакомыми, узнав их даже под маской, кто-то читает буклет, найдя своё место на этой «шахматной доске». За кулисами готовится к выходу Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева под управлением главного дирижёра – заслуженного артиста России Анатолия ОСЕЛКОВА. «Сейчас уже выходят. Больше не могу, давай», — спешит попрощаться одна из зрительниц со своим телефонным собеседником…

Концерт начинается, а это значит, что «Пиано-форум» продолжится. Сегодняшняя программа, как принято, состоит из двух отделений, но её можно поделить на три равнозначные части.

Начало действу положил Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор Фридерика Шопена. Солировал юный московский пианист Станислав ПЫЛОВ. Музыка романтиков, в частности, Шопена, настолько выразительна, что буквально побуждает присутствующих тяготеть к слову. Это философская медитация, во время которой в голову слушателя приходят стихи или проза, когда-либо прочтённые или ещё никем не созданные. Именно это и ощущалось в зале. Молодой солист показал невероятную технику исполнения, пытаясь заглянуть за грань мира, побывать там, где никогда ещё не был, и пригласил нас с собой. Наблюдая такое, боишься пошевелиться, чтобы не разрушить гармонию, и этот хрупкий статус-кво между чутким фортепиано и глыбой оркестра.

Но закончилось произведение — и в суете антракта скрылось то незримое царство души, открывшееся внутреннему взору слушателей.

В мире романтизма есть не только место степенной задумчивости или меланхолии. Звонкие, словно колокольчики, радость и веселье – такая же его часть. Именно этими чувствами и была преисполнена следующая композиция Шопена «Andante spianato и Большой блестящий полонез» в исполнении симфонического оркестра и любимого многими донецкого музыканта Алексея БАЛДЖИ. Предложив, как всегда, авторское прочтение материала, дирижёр и оркестр были взвешены и спокойны, что лишь придавало яркости выступлению пианиста.

Минорным по звучанию, но не по внутренним ощущениям, стало завершение фестивального дня. Под аккомпанемент оркестра «Рапсодию на тему Паганини Ля минор» исполнил московский пианист Герман КИТКИН. Герман – лауреат и участник многих фестивалей, как в Европе и России, так и в Азии, в частности, в Японии. Это уже второй его приезд в Донецк. Но в этот раз всё было по-другому. Пианисту не нужно было следить за своим безумным графиком, а появилась возможность взглянуть на мир, который поставили на паузу. Большинство гастролей отменили, концертов стало меньше, но каждый теперь – исключительный. И ощутив себя в этом моменте, пианист и музыканты оркестра, дирижёр и зрители, восхитились этим самым «сейчас», как некогда Рахманинов восхищался Паганини.

Как это часто и бывает, основой музыкального фестиваля стали люди. Музыканты оркестра, всегда готовые творить, маэстро Оселков, всегда имеющий своё мнение и авторский взгляд на произведения, гости фестиваля, которые наслаждались ощущением зала и музыкой, ну и, конечно же, зрители, для которых и без которых всё это действо было бы пустым. А провела концерт – лектор-музыковед Юлия АЛЕКСАНДРОВСКАЯ.

Впереди нас ожидают ещё два дня фестиваля «Пиано-форум», но уже можно сказать точно, что такого колоритного и особенного фестиваля больше не будет.

comments powered by HyperComments