8 июня в Рубиновом зале Донецкой филармонии состоялась концертная программа «Мелодии души Исаака Шварца», посвящённая творчеству выдающегося композитора.
«Исаак Шварц жил вдали от городской суеты, в посёлке Сиверское, под Ленинградом. Мелодии, которые рождались в его сердце, самыми первыми слышали куст сирени под окном, старые сосны, речка Оредеж... А может, они ему их и подсказывали – ведь сочинять музыку он любил больше всего на этих тропках, на этом берегу...тут ведь и Шишкин обожал бродить с мольбертом, и Крамской. И Майкову писалось тут радостно. Наверное, для творчества здесь – совсем особый воздух», - начала концерт с описания места силы Шварца лектор-музыковед Татьяна Кусты.
Исаак Иосифович умел тонко чувствовать поэтическое слово и переносить его в музыкальную плоскость, создавая глубокие и запоминающиеся мелодии. Также тонко прочувствовали и передали зрителям глубину и настроение мелодий композитора и артисты Донецкой филармонии: Елена Трофименко, Нана Агумава, Светлана Ольховиченко (фортепиано), Елена Шагун (виолончель) и Ольга Хомутова (скрипка). Артисты-вокалисты: Олег Родин, Ольга Маренич, Дмитрий Читах, Екатерина Гладышева, Татьяна Сидякина, Светлана Ломко исполнили произведения: «Я ехал к вам» на стихи Александра Пушкина, «Диссонанс» на стихи Якова Полонского, «И цветы, и шмели» на стихи Ивана Бунина. В программе прозвучали и произведения Шварца на стихи Булата Окуджавы: «Дождик осенний», «Капли датского короля», «Песня Верещагина», «Любовь и разлука», «Песенка кавалергарда», «Песенка несбывшихся надежд» и «А годы уходят». Шварца и Окуджаву помимо дружбы, объединяло то, что – они оба были композиторами, оба - авторами, оба – искренними, писали о том, что чувствовали, будучи далёкими от официоза, фальши и лицемерия.
Исаак Иосифович – автор множества симфонических произведений, балетов, квартетов, кантат, романсов, но особую популярность он обрёл благодаря написанию музыки к кинофильмам. В юности, чтобы заработать на жизнь и поддержать семью, он работал тапёром в кинотеатрах. Работа, требующая мгновенной реакции и умения импровизировать, стала для молодого Исаака настоящей школой музыкального мастерства. Этот опыт, несомненно, повлиял на его дальнейшую карьеру и помог ему стать одним из самых востребованных и любимых кинокомпозиторов Советского Союза. Со сцены Рубинового зала прозвучали: «Элегия» из к/ф «Станционный смотритель», «Женюсь» из к/ф «Соломенная шляпка», «Романс Книгиной» из к/ф «Необыкновенное пари».
«Я не могу назвать себя музыкальным критиком, но как простой слушатель, я очарован музыкой Шварца - это целые истории, рассказанные без слов. Его произведения в исполнении артистов филармонии, словно нити, связывали с самыми сокровенными чувствами, воспоминаниями и переживаниями. Многие факты о жизни композитора не знал. Его жизнь была полна трудностей, потерь и разочарований, но ничто не смогло погасить его творческий огонь и веру в себя. Спасибо за эту прекрасную душевную программу всем причастным!»,- поделился дончанин Владислав.
Завершило программу произведение «Мелодии белой ночи» из одноименного кинофильма. Сам Исаак Шварц считал произведения, написанные для этой картины, своей самой удачной киномузыкой. Наверное, потому, что в ней наиболее полно раскрылась его собственная душа.