Это событие стало одним из самых ярких в настоящем карнавале культурной жизни охваченного войной Донбасса. 11 июня, в канун Дня России, при содействии Министерства культуры ДНР и общественной организации «Русский центр» в рамках Года русской культуры в Донбассе в Донецке побывали известные российские музыканты Сергей Летов и Владимир Голоухов. Московские гости привезли в столицу ДНР первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя» с живым музыкальным сопровождением. Программа визита оказалась насыщенной, и, конечно, в нее вошли и общение с прессой, и прогулка по городу, и посещение знаковых мест Донецка.
Гости
Они и их творчество знакомы всем, кто любит музыку. Сергей Летов известен как музыкант, саксофонист и импровизатор, покоривший не только саксофоны, но и флейты, и этнические деревянные духовые инструменты, и духовые MIDI-контроллеры. Также он является основателем музыкального издания «Пентаграмма». В качестве саундтреков к спектаклям музыка Сергея Летова звучала во многих известных постановках московских театров, среди которых МХАТ и Театр на Таганке. Приглашали музыканта для создания сопровождения к своим спектаклям и театры Италии и Австрии. А среди рок-тусовки он вообще родной человек, и дружбой с ним, старшим братом лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, гордятся «ДДТ», «Алиса», «Аквариум».
Владимир Голоухов исполняет и рок, и джаз. Композитор, вибрафонист, участник джаз-гостиной «Импровизация нового века», перкуссионист тесно сотрудничал с такими легендами, как немецкий джазовый пианист Патрик Бебелаар, группы «Браво», «Чайф», «Сплин», Гарик Сукачев, Эдисон Денисов.
Прифронтовые районы
Об этой части своего визита музыканты рассказали на пресс-конференции, состоявшейся в Донецком агентстве новостей. Вот цитата от потрясенного увиденным Сергея Летова:
«Я слышал о том, что на окраинах Донецка велись боевые действия, но увидеть своими глазами разрушенные дома на Киевском проспекте, где здания изрешечены осколками снарядов и обрушены крыши домов, – все это производит очень тяжелые впечатления. У меня увиденная картина вызвала сильное эмоциональное потрясение, глубокие переживания. В моем детстве война казалась чем-то отдаленным и фантастическим в современном мире. Как будто это другой мир, это какая-то история, которая никаким образом напрямую не может коснуться современного человека. И, дожив до 60 с лишним лет, приходится видеть результаты войны, которая на расстоянии нескольких сотен метров. Ужасает, что этот кошмар, пережитый нашими родителями, возвращается, и мы оказываемся его свидетелями. Мой отец был участником Великой Отечественной, и, пока он был на фронте, наша семья жила очень тяжело. Поэтому на всех семейных праздниках мама обязательно произносила тост: “Чтобы не было войны!”».
Центр Донецка
Конечно, осмотр Донецка не ограничился прифронтовыми районами, хранящими следы непрекращающихся обстрелов ВФУ. Гости прогулялись и по центру Донецка, в том числе и по бульвару Пушкина:
«То, как выглядит центр города, в частности бульвар Пушкина, может заставить человека забыть о том, что он находится в зоне боевых действий, – поделился впечатлениями от увиденного Сергей Летов. – Именно бульвар Пушкина произвел на меня самое сильное впечатление в Донецке. Я прошел его от начала до конца и видел на нем место гибели Александра Захарченко. На бульваре гуляют родители с детьми, открыты детские площадки, работают кафе, играет музыка. Все здесь такое расслабленное. И ты забываешь, что буквально в нескольких километрах от тебя – взорванный мост на Киевском проспекте, и кажется, что война далеко. Но место гибели первого Главы ДНР Александра Захарченко сразу позволяет осознать, что в действительности война рядом. Страшно, что это может произойти в один момент даже среди, казалось бы, оазиса спокойствия и уюта».
Дань памяти Ханжонкову
После прогулок по городу и общения с прессой московские гости отправились в Донецкую филармонию, где сначала состоялась творческая встреча с дончанами, а затем и показ самого легендарного фильма.
Историческая драма «Оборона Севастополя» рассказывает о Крымской войне 1853–1856 годов между Российской империей и союзом Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Фильм вышел в 1911 году и стал первой российской полнометражной кинопостановкой. Ее режиссер – наш именитый земляк Александр Ханжонков. Сценарий и режиссура грандиозного проекта стали плодом его коллективного творчества с Василием Гончаровым, предложившим саму идею фильма. По тем временам это был сверхдорогой и очень длинный фильм. К тому же для организации съемок массовых сцен требовалась поддержка властей. Будучи уверенным в том, что добиться ее будет невозможно, Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, и, если поездка будет безуспешной, Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Наш земляк одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку, предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссером. Однако поездка внезапно обернулась полным успехом – Гончаров не только заручился высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из казны. Так на свет появился шедевр кинематографического искусства, по сей день потрясающий воображение зрителей.
Дончанам, попавшим на демонстрацию «Обороны Севастополя», повезло посмотреть это немое кино под музыкальное сопровождение Сергея Летова и Владимира Голоухова. В основном это была импровизация, но, по словам самих музыкантов, были и заготовки. Например, запись канонады, свиста пуль, шума моря.
Перед просмотром легендарного фильма Сергей Летов и Владимир Голоухов дали небольшой концерт, исполнив импровизационную музыку. Это еще больше настроило зрителей на просмотр киноленты, которой исполнилось ровно сто лет.
Впечатления зрителей
Сегодня мы привыкли жить в век цифровых технологий, когда фильмы не столько снимаются, сколько рисуются. Поэтому то, что зрители с большим удовольствием посмотрели немое кино столетней давности, может показаться невероятным. Но, судя по высказываниям ценителей искусства, которые не смогли пройти мимо этого знакового события, люди просто истосковались по искренности и натуральности, устав от рисованных миров.
Немое кино – живая музыка
Нельзя не отметить, что показ «Обороны Севастополя» состоялся также в рамках проекта Сергея Летова «Немое кино – живая музыка. Современный взгляд на историю отечественного и зарубежного кино». В его рамках немой кинофильм сопровождался импровизационной музыкой. Проект получил грант президента России и шагнул уже далеко за пределы РФ – показы фильма в рамках проекта «Немое кино – живая музыка» проводились не только в Москве и других городах России, но и в Брюсселе, Мадриде. Надеемся, что этот проект будет продолжаться и ценители кино смогут увидеть и другие шедевры эпохи немых фильмов.
Автор материала: Ольга СТРЕТТА
Источник: «Донецк вечерний» (vk.com/@donetsk_night-oborona-sevastopolya-v-prifrontovom-donecke)