«Оркестрантка, рискуя жизнью, запретила использовать инструменты для разведения костров»

В Мариуполе возобновил работу эстрадно-симфонический оркестр

Освобожденный Мариуполь не может в одночасье стать таким, как прежде — отстроить его за пару месяцев невозможно физически, какие бы усилия Россия и ДНР не предпринимали. При этом поднимать из пепла нужно не только жилой фонд, но и культуру. Недавно «МК» рассказал о судьбе Мариупольского драмтеатра, взорванного украинскими радикалами, но уже нашедшего временное здание и готовящегося к старту нового театрального сезона. Но это не единственная ласточка надежды. 17 июля, в День металлурга, в приморском городе, бывшем во времена СССР центром металлургического производства, прошел первый концерт на фоне руин. Его провел в местном парке культуры и отдыха Мариупольский эстрадно-симфонический оркестр. «МК» побеседовал с дирижером вновь созданного оркестра Василием Шакулой.

— Василий Алексеевич, насколько удалось сохранить творческий коллектив. Все ли бывшие участники вернулись? 

— Наш оркестр создан 1 июля 2022 года на базе оркестра духовой и эстрадной музыки Мариупольской камерной филармонии, существовавшей с 2018 года под моим руководством. Музыканты вернулись пока не все, но пришли струнные, и было принято решение создать именно эстрадно-симфонический коллектив. В новом формате мы работаем три недели.

— Как Украина влияла на репертуарную политику, какие произведения исполнялись в это время? 

— Мы играли все, что хотели, в основном джазовые хиты, классические произведения в джазовой обработке и популярную музыку. А наши вокалисты исполняли произведения на украинском, русском, итальянском, французском и немецком языках.

— «После боя сердце просит музыки вдвойне» — насколько это утверждение верно для мариупольцев? Какие произведения будут звучать в ближайшее время на юге Донбасса?

— Мы молодой коллектив, и только работаем над созданием репертуара. Так как я являюсь главным дирижёром и аранжировщиком в одном лице, то буду опираться на накопленный за четыре года репертуар, готовить тематические концерты. В плане подготовка концерта музыки театра и кино, джазовые вечера, детские программы.

— Какие настроения у ваших коллег? То, что выступать пришлось под открытым небом — это результат проблем с концертными площадками?

— Нет, это формат праздника, но у оркестра такие же проблемы, как и у всего города.

— Искусство нужно людям даже в таких немыслимых условиях существования?

— Я не считаю, что музыка предмет первой необходимости, но все были рады, что мы живы и собрались. Музыканты также, как многие мариупольцы, готовят еду возле подъезда своего дома.

— Во время блокады в Ленинграде исполняли в том числе немецкую музыку. Будете ли вы сосредоточены на русском репертуаре, или это будет вся мировая классика? Станут ли исключением шедевры украинских авторов?

— Специфика нашего коллектива и нашего места жительства обязывает включать в репертуар всю мировую музыкальную культуру.

— Какая помощь от России сейчас нужна сфере культуры в первую очередь? Чего ждут в Мариуполе от Москвы и Донецка?

— Мы сейчас находимся в таком положении, что мы рады всему. А я хочу поблагодарить Министерство культуры ДНР и руководство Донецкой филармонии за то, что взяли нас «под крыло».

«Не хватит пальцев ни на руках, ни на ногах, чтобы все трудности перечислить», — поведал нашему изданию в свою очередь музыкант из Мариуполя Александр. Нарисованную им картину сложно назвать радужной, но веру в завтрашний день наш собеседник не теряет:

— Представьте себе условия, когда нет абсолютно никаких коммуникаций, воды, света, топлива. Практически нет помещения. Инструмент, который удалось уберечь благодаря некоторым из наших коллег, прятавшихся в подвальных помещениях ДК (бывшего Дворца культуры Маркохима, — Б.С.), изрядно «изранен». Я уже молчу об одежде, у некоторых осталось только то, в чём успели выбежать из своих квартир и домов. Люди, которые сейчас играют в оркестре — настоящие герои.

— Уберечь — вы имеете ввиду от обстрелов?

— Я могу рассказать, как девушка из нашего коллектива, не думая о холоде и голоде, практически рискуя жизнью, не позволила использовать инструменты для разведения костров. Она, как и другие горожане — около пятисот человек — находилась во дворце. Это благодаря ей у нас сейчас есть возможность возрождать культурное наследие.

«Московский Комсомолец»: Богдан Савельев
19 июля 2022 г.