В этом году Донецкая государственная академическая филармония отметит свой 90-летний юбилей. Дата, несомненно, солидная, особенно когда за плечами немалый багаж концертов, фестивалей, гастролей, наград и зрительских аплодисментов. И этому учреждению культуры есть чем гордиться
О творческой жизни «юбиляра», секретах успеха и многом другом «Голосу Республики» рассказал генеральный директор-художественный руководитель филармонии Александр Парецкий.
ПРАЗДНИКУ – БЫТЬ!
– Александр Александрович, Донецкая филармония на пороге юбилея. С каким настроением коллектив подходит к этой дате?
– К сожалению, мы встречаем наш юбилей в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса. И даже были мысли не проводить торжественные мероприятия. Но, подумав, мы решили, что 90-летие – очень значительная дата, и пропускать ее нельзя ни в коем случае. Очень много важных и сложных вех было в филармонии за этот период. Но, тем не менее, она развивается: увеличивается количество коллективов, ни один из них не «ушел в вечность» и все продолжают свою деятельность, растет количество концертов. Да, в 2014 году был некоторый отток сотрудников. Но многие потом вернулись, а также появились новые. Наши артисты сегодня достойно представляют культуру и искусство Донбасса и филармонии. Мы встречаем юбилей с оптимизмом.
– Какие мероприятия планируются в рамках юбилея? Будут ли премьеры?
– Главное наше мероприятие состоится 5 февраля в зале «Донбасс Оперы». Это большой юбилейный концерт с обширной двухчасовой программой, в которой примут участие почти все коллективы филармонии.
Кроме этого, наш юбилейный год совпадает с юбилеем Сергея Прокофьева. Мы активно готовимся к 130-летию нашего земляка. В планах – традиционный фестиваль «Прокофьевская весна». В этом году в рамках фестиваля пройдет более двадцати концертов. Будут гости из России и других стран. Сейчас мы активно репетируем, придумываем новые программы. Старт фестиваля будет уже в конце февраля. Впервые за 30-летнюю историю он продлится три месяца!
Если говорить о премьерах, то они выходят регулярно, поэтому привязываться к юбилейной дате в этом вопросе смысла нет. У нас каждый месяц новые программы – не по одной или две, а десятки. Я сам, видя в репертуаре калейдоскоп концертных программ, предлагаемых филармонией, понимаю, насколько сложно слушателям выбрать что-то определенное.
– Недавно вы тоже отметили маленький юбилей – пять лет у руля филармонии. Вспомните, с какими чувствами вы принимали руководство? Наверное, это был для вас серьезный вызов? Не было ли тогда опасений, что не справитесь с этой работой? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
– Я с удовольствием взялся за эту работу. Что касается опасений, то скажу, что у любого человека, за какую бы новую работу он не брался, все равно есть какие-то мысли, сомнения: пойдет – не пойдет, сложится – не сложится. Тем не менее, у меня был большой список задач и целей в плане того, что нужно поменять, добавить, чего не хватает.
За пять лет уже проделана очень серьезная работа благодаря единому видению перспектив филармонии всем коллективом, дружности и слаженности. Очень легко работать, когда находишь сразу понимание у своих коллег. Я пришел в филармонию на должность руководителя из среды артистов, и знал, чем они живут, какие у них сложности и пожелания.
Тогда, в 2015 году, самой большой проблемой для моих коллег была катастрофическая нехватка репетиториев. Например, артист приходил на работу и не знал, где ему проводить распевку. Тогда мало было классов для этого, и работники не имели места для подготовки программ. Благодаря Министерству культуры ДНР, руководству Республики в 2016 году мы вернули часть здания, которое после Великой Отечественной войны было передано филармонии, но позже учреждение его лишилось. Сегодня артисты, симфонический оркестр, коллективы и солисты имеют полноценные репетитории, гримуборные, классы. Это, конечно, большое достижение. Многие наши свершения неразрывно связаны с поддержкой профильного министерства и руководства Республики.
Хочется сказать о развитии инфраструктуры филармонии. За последние три года мы открыли новый Аметистовый зал, переоборудовали и сделали красивый ремонт в Малом – Рубиновом зале. Сегодня это место, куда слушатели спешат и где с удовольствием проводят свое свободное время. Улучшается интерьер филармонии, обновляется свето-техническое и звуковое оборудование. И таких моментов, о которых я мечтал и которые уже, слава Богу, сбылись, – очень много. Конечно, еще есть мечты, нереализованные цели и задачи. Но все впереди.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
– Концертный зал Донецкой филармонии всегда стабильно полон зрителями всех возрастов – от мала до велика. Поделитесь секретом, как удается удержать интерес самой разнообразной аудитории?
– На самом деле это не просто, конечно. Однако, без ложной скромности соглашусь, что определенного успеха мы добились и тысячи дончан узнали, где находится концертный зал филармонии. Иногда приходится идти на какие-то эксперименты, пробы. Например, исполнение популярных у нас программ – «Легенды русского рока», «Рок-хиты», «От классики до рока» и других – не основное предназначение филармонии. Филармония призвана воспитывать эстетический вкус у слушателя, любовь к высоким образцам музыкального искусства. Сказать, что кавер-версия какого-то зарубежного хита – это высокий образец искусства, сложно. Тем не менее, наши исполнители благодаря своему таланту, своей высокой исполнительской подготовке и мастерству, делают из всего «конфетку». И это действительно воспринимается публикой как нечто особенное. Через такие программы слух наших новых слушателей привыкает к звучанию оркестра и люди чувствуют необходимость и желание услышать оркестр и в академических программах.
Есть мнение, что мы заменяем классику, академическое искусство на «популярщину». Однако это ошибочное суждение, связанное с тем, что популярные программы больше обсуждаются, в том числе в социальных сетях. С 2014 года количество академических программ, исполняемых, например, нашим симфоническим оркестром, значительно увеличилось. У филармонических артистов колоссальная нагрузка, вызванная и объемом, и технической сложностью музыкального материала. Непросто нашим артистам работать с приглашенными дирижерами. Ежегодно для подготовки и исполнения программ с симфоническим оркестром в Донецк приезжают десятки дирижеров и солистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. В организации гастролей нам очень помогает Министерство культуры Республики и общественная организация «Русский центр». Встречаются в афише и имена из Европы и Америки. Даже в сложном 2020 году состоялся концерт легендарного американского дирижера Уинстона Фогеля. За эти годы можно вспомнить визиты Николаса Конна, (тромбон, США), Мигеля Анхеля Шеббы (фортепиано, Аргентина), Рафаэля Гутьерреса-Велеса (фортепиано, Мексика), Михаэля Рудя (фортепиано, Франция), Питера Сейврайта (фортепиано, Великобритания), конечно, Валентины Лисицы, которая стала для дончан родной… Слушатели с удовольствием посещают программы с участием музыкантов, которых открывают для себя впервые.
Детскую аудиторию привлекает цикл музыкально-литературных композиций «Сказки с оркестром», который проходит благодаря поддержке Московской государственной академической филармонии. Наши артисты готовят разнообразные музыкально-просветительские программы. Продолжается лекторийная и концертная работа в образовательных организациях: от детских садов до высших учебных заведений.
Вообще, мы счастливы, что филармония сегодня интересна и актуальна для наших слушателей. Хорошим примером может служить юбилейный концерт, который состоится 5 февраля в «Донбасс Опере»: билеты были раскуплены за месяц до события. Мы стремимся зрительскую любовь оправдывать от концерта к концерту.
– Что, по вашему мнению, является самой большой гордостью Донецкой филармонии?
– Не что, а кто! Люди, работающие в филармонии, – ее самая большая гордость. На сегодня у нас самодостаточный и крепкий артистический, художественно-постановочный и административно-управленческий состав. Это касается и исполнительской подготовки, и личных качеств людей. За эти 6-7 лет они прошли «огонь, воду и медные трубы» и были, что называется, проверены временем. Сегодня у нас работают те, кто любит Донбасс, свою работу, филармонию, музыку и своих слушателей. И зрители очень это чувствуют по каждой программе. Когда артист работает с душой, с сердцем, с полной самоотдачей, то, безусловно, и слушатели получают ту порцию энергии, заряда, за которым они приходят.
Поводов для гордости у филармонии, на самом деле, очень много, в связи с чем сейчас реализуется проект «90 фактов о Донецкой филармонии»: ежедневно в соцсетях появляется публикация о каком-то интересном факте, связанном с деятельностью учреждения. К концу января проект завершится изданием сборника под аналогичным названием. Мы гордимся теми выдающимися, известными исполнителями, которые работали в Донецкой филармонии, которые были знамениты на весь Советский Союз: Валерий Ободзинский, Тамара Миансарова, Юрий Богатиков, вокальный квартет «4-Ю» и многие другие. С филармонией сотрудничали легендарные деятели советского, российского искусства. Значительный вклад в творческое развитие филармонии внесли народные и заслуженные артисты Украины. Многие наши корифеи и сегодня продолжают трудиться в коллективе.
Мы очень гордимся тем, что в концертном зале филармонии установлен легендарный орган, которому в 2019 году исполнилось 180 лет. Из них 60 лет он услаждает слух дончан.
– В стенах филармонии выступало много известных артистов. И каждый из них по-своему уникален. Могли бы вы назвать свой топ-3 артистов, которые побывали у вас?
– Если говорить о советском времени, то, наверное, номер один с точки зрения популярности – Владимир Высоцкий, номер два – Тихон Хренников, а номер три – Дмитрий Кабалевский. В последние годы: пианисты Валентина Лисица, Николай Луганский и Питер Сейврайт.
ШАНС ДЛЯ ЮНЫХ ДАРОВАНИЙ
– Сколько артистов и коллективов сегодня входит в состав филармонии?
– 14 коллективов и около 200 артистов. Все опытные, мудрые, талантливые, красивые… За последние годы появилось много молодых артистов, некоторые из которых еще являются студентами музыкального колледжа или музыкальной академии.
– Получается, что вы как-то отслеживаете юные таланты Донбасса? Есть ли шанс у талантливых музыкантов или вокалистов стать частью вашего коллектива? Что для этого нужно?
– Сегодня у нас трудится ряд талантливых молодых артистов, завоевавших уже популярность среди слушателей, которые проявляли себя еще совершенно юными. Среди них Герман Рудницкий, Анастасия Гладыш, Екатерина Гладышева, Татьяна Сидякина, Кристина Ушанова и другие. В прошлом году был создан Молодежный оркестр народных инструментов, в состав которого вошли юные музыканты – студенты Донецкого музыкального колледжа имени С. С. Прокофьева и Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева.
Я и корифеи нашей сцены часто работаем в составе жюри различных республиканских конкурсов и там можем на кого-то из участников обратить внимание. Мы замечаем юные дарования, и шанс есть у всех. Главное – проявить себя, обратить на себя внимание, доказать, что ты талантливый, что в тебе есть что-то особенное. Но мало уметь технически что-то исполнить. Важно иметь сценическое обаяние, харизму, артистизм, то, что привлекает аудиторию. Хороших исполнителей немало, а вот тех, которых любят – единицы. Кроме этого, мы активно и плодотворно сотрудничаем с профильными учебными заведениями Республики. Некоторые студенты проходят у нас практику, а потом остаются работать.
Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из архива Донецкой филармонии
Источник: https://vk.com/@golos_dnr-vstrechaem-ubilei-s-optimizmom