![](https://filarmonia-donetsk.ru/wp-content/uploads/2019/07/simfonicheskiy-orkestr-filarmonii_2015_____-1024x563-1024x563.jpg)
7 июля в Донецкой филармонии торжественно отзвучали фанфары красивейшей программы «Оркестр на бис!» Главный дирижер Владимир Заводиленко и Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева представили яркую премьеру, традиционно закрывая 87-й концертный сезон.
В этот знаменательный день Концертный зал Донецкой филармонии был переполнен слушателями. В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижера Владимира Заводиленко под звуки чудесной музыки оживали монументальные музыкальные полотна.
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11cd2/bEYQyUXyfdg.jpg)
Первое отделение концерта открыла Симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова в 4 частях: «Море и Синдбадов корабль», «Рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде». Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» — от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны. Фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием. Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», прозвучав в исполнении симфонического оркестра, погрузила всех в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными мелодическими интонациями, инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, фантастический музыкальный колорит.
![](https://sun1-87.userapi.com/c857520/v857520847/fad8/DAUkljf6nOc.jpg)
Второе отделение программы открыла сказочная музыка Дж. Россини — увертюра к опере «Золушка». Опера «Золушка» была написана реформатором итальянской оперы — Джоаккино Россини за двадцать четыре дня, исполнение новой оперы состоялось через месяц после создания. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. В исполнении симфонического оркестра прозвучала феерия любви и красоты — увертюра к опере «Золушка».
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11cc8/JwBabDt6cFY.jpg)
Смычками волшебных скрипок сама музыка рисовала в воображении художественные картины, увлекательные сюжеты и дивные истории. Увертюра к опере «Итальянка в Алжире» продолжила творчество Дж. Россини, заворожив своей стремительностью, задавая особый темпоритм. «Итальянка в Алжире» — первая крупная опера-буффа Дж. Россини, «высшее достижение жанра буффа» по мнению Стендаля. В исполнении Академического симфонического оркестра в заключительной программе сезона прозвучала одна из лучших опер Россини, сохраняющая популярность по сей день.
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11cb4/2QTWbUKN4Xs.jpg)
В исполнении академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева грандиозно прозвучали «Гебриды» — изумительная концертная увертюра Феликса Мендельсона. Ведущая концерта Татьяна Кусты подробно и интересно рассказала о каждом прозвучавшем произведении и о том, что первая редакция увертюры «Гебриды или Фингалова пещера» была написана композитором после посещения 8 августа 1829 года Фингаловой пещеры на острове Стаффа из группы Внутренних Гебрид возле западного побережья Шотландии. Мендельсон был приглашён в Великобританию в возрасте 20 лет, в ходе путешествия посетил и Шотландию, где им была написана Симфония № 3 («Шотландская»). Из путешествия он отправил родным открытку с первой фразой увертюры, написав: «Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю музыку, которая пришла там в мою голову», — любопытно, что открытка была отправлена за день до посещения Фингаловой пещеры. На тот момент пещера, знаменитая своими базальтовыми колоннами, составляла около 11 м в высоту и более 60 м в глубину, дно которой всегда покрыто водой. Зеленые волны с шумом ударяют о скалы, а пещера — черная, гулкая, с множеством базальтовых колонн — напоминает гигантский орган. Вокруг нее, вблизи и вдали, расстилается безбрежное серое море. В тихую погоду морской прибой рождает мелодичные звуки, а в бурю гром, наполняющий пещеру, разносится на много километров вокруг. Пещера носит имя Фингала (Финна) — легендарного героя кельтского народного эпоса. Его подвиги, по преданию, были воспеты одним из его сыновей, тоже могучим героем и бардом (сказителем) Оссианом, жившим в III веке на юге Ирландии. Песни Оссиана пользовались широкой популярностью в Ирландии и Шотландии, где их пели вплоть до XIX века. Работа композитора над увертюрой продолжалась во время его пребывания в Италии и была закончена 16 декабря 1830 года. В этой дате усматривается особый смысл, поскольку именно в этот день солнце располагается над горизонтом таким образом, что его лучи могут полностью осветить пещеру. Мендельсон переозаглавил увертюру, написав на партитуре «Фингалова пещера», а на оркестровых партиях — «Гебриды». Первое из названий было использовано при премьерном исполнении произведения, которое состоялось 14 мая 1832 года в Лондоне. Создалось впечатление, что все побывали в Фингаловой пещере, услышали ее таинственные звуки и музыку впечатлений Феликса Мендельсона. «Гебриды» — самая яркая из шести увертюр композитора.
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11c96/FgqUCZ6J5wA.jpg)
Очередной подарок симфонического оркестра — «Танцы из Галанты» (Золтан Кодай). Галанта – небольшой город на территории современной Словакии, перестроенный после Второй мировой войны по советскому образцу. Но в конце XIX века, когда по его узким улочкам ходил в школу мальчик по имени Золтан, Галанта был уютным венгерским городком. На улицах часто звучала музыка, как правило – цыганская. Золтан Кодай вспоминал, что первым оркестром, который он слышал, была уличная цыганская капелла, в звуке которой доминировали не столько струнные, сколько духовые инструменты. В возрасте 50 лет Золтан Кодай пишет ряд сочинений, в которых возвращается к своим музыкальным корням. Одно из этих сочинений – «Танцы из Галанты».
![](https://pp.userapi.com/c851432/v851432913/15e13d/9loR59P_VF8.jpg)
Вдохновенно звучал симфонический оркестр и каждая сольная партия волнующей первой скрипки, нежные звуки арфы и флейты, проникновенные звуки гобоя и кларнета, духовых инструментов. Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева и автор программы — главный дирижер Владимир Заводиленко подарили красивейшую музыку на Бис! Финальным аккордом заключительной программы 87-го концертного сезона прозвучал Марш Радецкого, который уже традиционно с огромной радостью и восторгом исполняют вместе оркестр и слушатели под управлением дирижера. Радость, гордость и счастье переполняли сердца! На такой мажорной ноте всеобщего ликования Академический симфонический оркестр под несмолкающие овации, восторженные крики «Браво» и «Спасибо» триумфально завершил неповторимый сезон.
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11c71/zCx_n9do-DU.jpg)
Вот и отзвучал 87-й концертный сезон – еще одна яркая страница в жизни Донецкой филармонии и ее слушателей. Совершенно особенной она стала для одного из главных и старейших коллективов организации – Академического симфонического оркестра имени Сергея Сергеевича Прокофьева. 1 октября – в Международный день музыки артисты оркестра были на высоте и в прямом, и в переносном смыслах! Состоялось грандиозное событие — коллектив исполнил концертную программу на крыше одного из самых высоких зданий Донецка – «Sky City». 18 октября музыканты отметили 85 лет со дня основания оркестра, подарив слушателям незабываемый праздник, торжество музыки! Главный дирижер Владимир Заводиленко и все музыканты оркестра считают своей миссией музыкально-просветительскую деятельность, особенно среди молодежи, популяризацию классической музыки и воспитание высокого эстетического вкуса, представляя слушателям яркие, разноплановые концертные программы, каждый раз удивляя, поражая, радуя и бесконечно вдохновляя прекрасной музыкой!
![](https://pp.userapi.com/c857632/v857632318/11c8c/I0Ngr-P59rM.jpg)
«Сезон закрыт… Но мы для вас открыты!
Пусть будет настроение чудесным!
И пусть, из нот и слов искусно свита,
Звучит для вас, не умолкая, песня!»
Пусть будет настроение чудесным!
И пусть, из нот и слов искусно свита,
Звучит для вас, не умолкая, песня!»
Дорогие друзья, спасибо за то, что были вместе с нами и до новых радостных и музыкальных встреч в новом 88-м концертном сезоне! Ждем вас в Донецкой государственной академической филармонии!
![](http://filarmonia-donetsk.ru/wp-content/uploads/2019/07/5hEpE36SUCE-1.jpg)