26 января в Донецкой государственной академической филармонии состоялась грандиозная премьера программы «Сибирский цирюльник». Всем зрителям Концертного зала им. С. С. Прокофьева представилась уникальная возможность увидеть и услышать все музыкальные темы из любимого фильма в симфоническом звучании. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера Владимира Заводиленко прозвучала музыка гениального композитора, Народного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственных премий в области литературы и искусства, автора музыки более чем к 200 художественным фильмам, классика жанра и нашего современника Эдуарда Николаевича Артемьева.
Полномасштабно и широко, во всей красоте звучания проникновенной музыки Эдуарда Артемьева, на сцене Концертного зала Донецкой филармонии оживали художественные полотна картины «Сибирский цирюльник», признанного мастера кино, режиссёра Никиты Михалкова.
Гениальный замысел «Сибирского цирюльника» возник у Никиты Михалкова ещё в 1980-х, но осуществить его он смог только в 1998 году. Сценарий писали сразу три сценариста: сам Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг. Никита Михалков к тому моменту уже имел опыт создания 19 сценариев к фильмам. Но эта история была для него особенной территорией любви. Перед началом съёмок фильма он даже приходил в дом великого прадеда за решимостью и благословением. «Мама, отец, дед, вся жизнь рода в веках… это корневая система, которая удерживает твои ветви, и ты можешь оборачиваться ими в любую сторону света. Наверное, это и есть иммунитет… Это очень важно. География рода по маминой линии – это Сибирь и… Франция. А мамин дед – гениальный русский живописец, Василий Иванович Суриков. Род наш восходит к едва различимому горизонту российской истории» (из воспоминаний Никиты Михалкова).
В картине «Сибирский цирюльник» соединилось все: неповторимая русская душа, художественные картины, вымысел и правда жизни, неотделимые от истории России, переплетение сюжетных линий и судеб, невероятная история любви и драма неразрывно сопутствующая всему, и незабываемая музыка, которая иногда говорит намного больше и понятнее всяких слов.
Гениальный архитектор всей этой музыки, Эдуард Николаевич Артемьев — новатор в области звуковых эффектов, автор саундтреков фильмов, признанных шедеврами отечественного кинематографа. О работе над фильмом «Сибирский цирюльник» с Никитой Михалковым Маэстро Артемьев сказал следующее: «Никита Сергеевич обладает невероятной «волновой» энергией, которая способна зажечь, завести. В моем случае почти все зависит от режиссера, с которым работаю. Некоторым достаточно, чтобы просто было передано ощущение, наличествовала общая атмосфера. Михалкову важны тонкости, интонации. Вопрос основополагающей музыкальной темы вообще стоит у него на первом месте. Причем дело даже не в том, чтобы она была запоминающаяся: главное — некое «зерно», обращающее на себя внимание слушателя. Этого, кстати, не так просто добиться».
«Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен. Эдуард Артемьев — это сама музыка. — Как работалось с Артемьевым? — Это не работа, это сама жизнь, — уверяет Никита Михалков. — Впервые встретились мы с ним за обедом, который плавно перетек в ужин и так все 50 лет».
Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Владимира Заводиленко и мастер художественного слова Татьяна Кусты представили слушателям и передали во всех тонкостях сюжета и гениальной музыки Эдуарда Артемьева музыкально-кинематографическое повествование по одноименному фильму Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
Концертный зал им С. С. Прокофьева превратился в территорию любви, на экране показывали кадры любимого всеми фильма. Зрителей накрыло какой-то невероятно тёплой эмоциональной волной. Живая, неповторимая музыка в исполнении симфонического оркестра, пронзительные кадры, лица любимых актеров…
В «Сибирском цирюльнике» много музыки Моцарта, создающей событийные связи с главными героями фильма. Андрей Толстой рассказывает, что они в училище ставят оперу, где он исполняет партию севильского цирюльника. Cын Толстого, Эндрю, следуя родовой памяти, защищает великого Моцарта от невежественного сержанта в далёкой Америке. Однако оперу «Севильский цирюльник», с которой перекликается название фильма, написал отнюдь не Моцарт, а совсем другой композитор — Джоаккино Россини. Опера Моцарта называлась «Свадьба Фигаро», и Фигаро в ней давно выслужился из цирюльников в камердинеры. У Никиты Михалкова в фильме Моцарт — символ, а в России всё символично и величественно. Символизм, связь времен, пересечение судеб во времени и пространстве. В программе прозвучало 22 музыкальных шедевра, художественные картины из фильма визуально усиливали эффект ощущений многократно.
«Добро пожаловать в Россию», «Прогулка на тройке»
«Широкая Масленица» (музыка Эдуарда Артемьева).
«Кадеты и девушки» (музыка Эдуарда Артемьева).
«Джейн и Андрей» (музыка Эдуарда Артемьева).
«Дружба», «Бал» (музыка Эдуарда Артемьева).
«Любовь» (музыка Эдуарда Артемьева).
«Встреча»
«Кровь на стене», «Марш заключённых»
«Письмо Джейн» (музыка Эдуарда Артемьева).
Каждый всемирно известный режиссёр имеет свои предпочтения в музыке. А музыка, рисуя замысловатые сюжеты и картины, звучит, кричит, взывает, радует, спасает, раскрывает и передает всю многогранность чувств и эмоций, заставляя нас каждый раз переживать вновь и вновь невероятные эмоции и ощущения! Точно подобранная визуализация усиливала эффект восприятия многократно!
Пребывая во власти «Сибирского цирюльника», просматривая эпизоды фильма, мы убеждались в очередной раз — кино и музыка неразрывно связаны. Невозможно даже представить художественные фильмы без музыки! Современная музыка идёт вперед. В наше время музыка имеет достаточно тесную связь со зрительной картиной. Теперь музыка приравнивается к изображению, а не только его оформляет. Кроме этого, её роль в кинофильме важна и значима, как и роли зрительной сферы. Если исходить из видения композитора, замысла режиссера и работы оператора, то можно увидеть сформированную цепочку различных связей между музыкой, звуковыми факторами и визуальной оболочкой со всеми её элементами. Конечно, очень много зависит от самого стиля автора музыки, что даёт возможность предопределить успех создаваемого фильма в целом.
«Бал снежных облаков вдали… Вместе нам нельзя быть на земле… лишь только в этом сне… Закрыть глаза… только так можно вновь увидеть тебя… В кружении облаков, мы дети двух миров, ошибок и грехов… Это нам суждено, это свыше дано… мы остались давно на своих берегах… из горя и смеха той музыки эхо, память и боль, запретная любовь…»
Заключительным аккордом «Сибирского цирюльника» прозвучал романс «Запретная любовь» в незабываемом исполнении заслуженной артистки Украины Анны Братусь. Автор музыки Эдуард Артемьев, стихи Николая Зиновьева. По замыслу Никиты Михалкова в финальных титрах картины должна была звучать именно эта песня, так и не вошедшая в фильм. Всепоглощающее эмоциональное воздействие, которое оказывает музыка Эдуарда Артемьева, вызывает в душе глубокие чувства и переживания, сильное потрясение и слёзы.
«Закрыть глаза… только так можно вновь увидеть тебя, дыханье затая… Бал снежных облаков вдали о тебе мне напомнят опять, но призрак не обнять… »
Овации и крики «Браво!» не смолкали. Слушатели получили огромное удовольствие от шедевров киномузыки, прозвучавших в исполнении симфонического оркестра и просмотра эпизодов фильма «Сибирский цирюльник» на экране. Музыка звучала, оживляя каждое действие и движение сюжетных линий, пробуждая чувства и эмоции души, даря прекрасные мгновения всем киноманам, любителям и поклонникам музыки Эдуарда Артемьева, фильма «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева Донецкой филармонии.