Воскресный вечер 10 октября 2021 года ознаменовался в Донецкой филармонии концертной программой «Чайковский. Венявский». Программа прошла в рамках Года русской культуры в Донбассе при содействии общественной организации «Русский центр». Великолепие произведений двух выдающихся композиторов представили музыканты Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева и специальный гость из Москвы – дирижёр Роман Моисеев.
Роман Юрьевич Моисеев – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Дирижёр сотрудничает с ведущими оркестровыми и театральными коллективами в России и за её пределами, ведёт педагогическую и общественную деятельность. В 2018 году маэстро представил Донецкой публике программу «Брукнер. Чайковский».
Новая концертная программа московского дирижёра, собравшая в зале многочисленных ценителей симфонической музыки, была интересна не только с эстетической точки зрения, но и с культурно-исторической. И Пётр Ильич Чайковский, и Генрик Венявский являются несомненными музыкальными гениями. Оба композитора принадлежат к одной эпохе, оба рано проявили своё дарование, оба достигли выдающихся высот и как исполнители, и как композиторы. И хотя Генрик Венявский уроженец Польши, а родина Петра Чайковского – Россия, творческие судьбы этих музыкантов были связаны с Россией и первой консерваторией, основанной в Санкт-Петербурге в 1862 году. Об этом рассказывала слушателям ведущая программы Мария Куцак.
В первом отделении программы прозвучал Концерт для скрипки с оркестром № 2 ре минор Генрика Венявского. Солировал главный концертмейстер симфонического оркестра – заслуженный артист Украины Владимир Гамарь (скрипка). Своё произведение Венявский посвятил испанскому композитору Пабло де Сарасате, столь же яркому и эмоциональному, как и он сам. Лирико-романтическая линия проходит сквозь всё произведение. Тема любви, возвышенных порывов, душевных метаний и в финале обретение желаемого – всё это предстаёт перед слушателями в красочном музыкальном полотне.
Во втором отделении слушателям было представлено особенное сочинение Петра Ильича Чайковского – Симфония «Манфред» си минор, созданная по мотивам драматической поэмы Джорджа Байрона. Чайковский посвятил «Манфреда» русскому композитору Милию Балакиреву, которому принадлежала идея создания произведения. Эту симфонию часто называют оперой без слов. Глубокое, драматическое повествование неизменно оказывает большое впечатление на слушателей. И хотя у самого автора отношение к этой симфонии было неоднозначным, «Манфред» является одним из самых значительных, философских сочинений Чайковского.
Слушатели очень тепло приняли программу «Чайковский. Венявский». Бурные овации в адрес маэстро Моисеева, солиста Владимира Гамаря и всего Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева не смолкали очень долго. Публика стоя приветствовала московского дирижёра, отдавая дань его мастерству и музыкальному вкусу.